1

Франсуа Рабле – писатель-гуманист, представитель эпохи Возрождения. Мировую известность автору принесла книга «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Франсуа Рабле родился в 1494 году во французской провинции Турень (доподлинно неизвестно).

Достоверно известно, что в 1510 году ребенка передали на воспитание во францисканский монастырь, где он получил образование. В 1521-м послушник принял обет. В то время священнослужители являлись носителями знания. Владея грамотой, они вели хроники происходящего на родной земле.

Находясь в монастыре, Рабле изучал латынь, римское право и естествознание, медицину и анатомию. В спектр его интересов входили история, филология, литература и естествознание. Мальчика приобщали к гуманитарным и естественным наукам, не забывая о развитии духовности. Юный Рабле увлекался исследованиями и создал несколько монографий, которые после публикации снискали похвалы светил науки того времени.

2

Однако изыскания Франсуа вызывали у представителей Ордена недовольства. В частности, им не нравилось, что он изучал греческие книги, которые могли развить в нем свободомыслие, поддержку протестантизма и вольную трактовку новозаветных Писаний.

Позже Рабле все же ушел из монастыря, желая получить медицинское образование в университете.

Сохранились сведения, что в процессе этих переходов Франсуа встретил среди сокурсников парня, который стал прообразом для одного из самых известных героев его романа – монаха Жана де Ентомуара.

3

Педагогические идеи Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за её формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от своего происхождения, предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение.

Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский и еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком».

4

Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Франсуа Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями — это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Рабле обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого — духовное и телесное развитие личности. Он критиковал бесчеловечность и неэффективность догматического обучения в школе.

Воспитатель-гуманист печется о том, чтобы сделать из юноши физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека.

Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает языки, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме; например, счету он учится, играя в карты.

5

Франсуа Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел.

Франсуа Рабле вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки и медицину; в последние годы жизни был священником.

Гуманистические педагогические идеи Рабле — особенно идея необходимости разностороннего развития ребенка, отказа от схоластики в обучении, важности физического воспитания и другие.

Идеи Рабле проложили путь для грядущего освобождения европейской школы от гнёта схоластики. Поэтому его, врача и писателя с полным правом можно отнести к числу крупнейших авторов-педагогов всех времен и народов.

Умер Рабле 9 апреля 1553 года в Париже.

Традиционно считается, что он погребен на кладбище собора Святого Павла в Париже.

6