Битва под стенами столицы в героической летописи нашего народа по праву занимает особое место. Слишком многое зависело от исхода этого сражения. Решалась судьба Родины. В эти дни «советскому народу нужно было устоять, чтобы победить, между тем как Гитлеру нужно было победить, чтобы устоять», – метко заметил американский обозреватель Эллиот.
Придавая огромное политическое и стратегическое значение взятию Москвы, гитлеровцы в октябре - ноябре 1941 года предприняли два крупных наступления. Превосходство было на их стороне. В первом: по живой силе – в 1,4; артиллерии – в 1,8; танкам – в 1, 7; самолётам – в 2 раза. Во втором: по личному составу – в 1,9; танкам – в 1,5; артиллерии и миномётам – в 2, 5 раза. На направлениях главных ударов это превосходство было ещё более ощутимым и потому врагу удалось прорвать оборону наших войск.
Свыше двух месяцев (с 30 сентября по 5 декабря 1941 года) продолжалось ожесточённое оборонительное сражение на подступах к Москве. Используя подготовленные жителями Москвы и Подмосковья оборонительные рубежи, наши войска защищали каждую пядь земли.
Несмотря на большие потери, фашисты рвались к Москве.
В начале октября ожесточённые бои велись уже в районе Мценска, Калуги, Гжатска...
Натиск фашистов на Москву усиливался.
Однако победы давались врагу всё труднее и труднее. Сопротивление советских войск становилось всё более упорным. Так окружённые под Вязьмой советские части удерживали вокруг себя 28 фашистских дивизий. Это обеспечило выигрыш во времени для наших основных сил. В конце октября – в начале ноября ценой неимоверных усилий советским войскам удалось остановить фашистов на всех направлениях. Гитлеровские армии, сделав в октябре бросок на восток на 250 километров, вынуждены были перейти к обороне всего в 80 – 120 километрах от Москвы. Две недели длилась передышка на фронте. За это время москвичи выстроили на улицах города баррикады, подвалы домов были превращены в огневые точки. Москва ощетинилась полосами противотанковых ежей, надолбов. Сотни тысяч москвичей строили на окраинах города глубокую противотанковую оборону, особенно мощную вдоль северных и южных границ города.
15 ноября гитлеровское командование снова повело свои войска в «последнее» наступление на Москву. Началась решающая фаза Московской битвы. Наши солдаты и командиры показывали в этом сражении чудеса храбрости.
Так 16 ноября воины 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й дивизии (впоследствии 8-я гвардейская) генерал-майора И. В. Панфилова несколько раз останавливали атаки противника у разъезда Дубосеково под Волоколамском.
В одной из атак немцы бросили на позиции полка 50 танков. В тяжёлых боях, согласно архивным данным МО СССР 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 (по другим данным – 16) танков и около 800 человек личного состава противника. Потери полка, согласно донесению его командира И. В. Карпова, составили 400 человек убитыми, 600 человек пропавшими без вести, 100 человек ранеными. Наибольшие потери понесла 4 рота (командир – капитан П. М. Гундилович), где на момент последнего боя из ста с лишним человек в строю осталось не более 30. Но танковая группировка врага была остановлена на несколько часов, что в сложившейся в то время ситуации на фронте имело большое значение.
«Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва!», – эти слова политрука Василия Клочкова, взявшего на себя командование воинами 4-й роты (это их назвали 28-ю панфиловцами), после ранения командира, стали крылатыми, облетели весь фронт.
Ценой огромных потерь в ходе второго наступления противнику удалось 23 – 25 ноября захватить Клин и Солнечногорск, 28-го выйти к каналу Москва – Волга, овладеть Яхромой, Крюковом, Красной Поляной. Ударная группировка танковой армии, обходя обороняющуюся Тулу, продвигалась к Кашире, чтобы обойти Москву с юго-востока.
Советские воины в упорной борьбе, нередко находясь в тяжелейшей ситуации, проявляя чудеса героизма, измотали, обескровили и остановили врага.
Только с 16 ноября по 5 декабря противник потерял под Москвой свыше 155 тысяч человек убитыми и ранеными, около 800 танков, 300 орудий и до 1500 самолётов. Моральный дух немецко-фашистской армии был надломлен. Таким образом, сложились условия для перехода советских войск в контрнаступление и разгрома врага под Москвой, ставшего решающим событием первого года Великой Отечественной войны.
В боях на подступах к Москве родилась советская гвардия. 18 сентября 1941 года по решению Ставки ВГК приказом Наркома Обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308, четырём стрелковым дивизиям СССР – 100-й, 127-й, 153-й и 161-й за бои под Ельней – «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почётные наименования «гвардейские», и они были переименованы и преобразованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские. В сентябре этого же года в Красной армии было введено понятие «гвардейская часть».
Ещё 4 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, определившее порядок формирования, вооружения и оснащения ополченских дивизий Москвы и правовое положение ополченцев. Было решено сформировать 25 ополченских дивизий и создать в каждом районе столицы запасной полк для подготовки пополнений.
Дивизии народного ополчения внесли свой вклад в будущую победу, многие из них были переформированы и стали регулярными частями Красной Армии, прошли славный боевой путь от стен Москвы до Германии.
Большую помощь действующей армии оказывали партизаны. Только на территории Московской области к началу декабря 1941 года действовал 41 партизанский отряд общей численностью до 1800 человек. В основном это были специально обученные бойцы, среди которых были подрывники, связисты и даже печатники.
В оккупированных районах области помимо партизанских отрядов действовало несколько сот диверсионно-истребительных и разведывательных групп по 10 – 25 человек каждая (всего 6 тысяч 630 человек).
Всего в тылу наступавших на Москву немецких войск действовало более 30 тысяч партизан и разведчиков-диверсантов.
27 ноября на юге в районе Каширы и 29 ноября севернее Москвы в районе Яхромы соединения Красной Армии нанесли мощные контрудары по противнику, в ходе которых не только остановили его, но и отбросили назад (в районе Каширы – на 30 км). Становилось ясно, что вражеский натиск ослабевает.
5 декабря 1941 года по приказу Ставки Верховного главнокомандования перешли в контрнаступление войска Калининского фронта, 6-го – Западного и Юго-Западного фронтов.
На 800-километровом фронте с новой силой развернулись бои. Гитлеровцы переходили в яростные контратаки, пытались закрепиться там, где они ближе всего находились к столице. Но Красная армия сломила сопротивление врага. Отступая, немецко-фашистские войска бросали в снежных сугробах оружие, боевую технику, автомашины. Тысячи убитых и раненых немецких солдат и офицеров оставались на поле боя.
Разгромив фланговые ударные группировки фашистов, угрожавшие Москве с севера и юга, советские войска освободили Калинин, Елец, Калугу.
В декабрьских боях на Калининском фронте отличилась сформированная в Свердловской области 375-я стрелковая дивизия.
В январе 1942 года контрнаступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии, в ходе которого она продвинулась на запад до 400 километров, полностью очистив от оккупантов Московскую и Тульскую области, десятки городов и сотни сёл других областей.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой имел огромное военно-политическое и международное значение. Впервые в ходе второй мировой войны фашистские армии потерпели жестокое поражение, был развеян миф об их непобедимости. План «молниеносной войны» против СССР полностью провалился, и война приняла нежелательный для Германии затяжной характер. В этих условиях союзница Германии – Япония не решилась напасть на СССР.
В оккупированных нацистами странах усилилось национально-освободительное движение. Отвлекая на себя десятки тысяч вражеских солдат, активную партизанскую войну против захватчиков вели народы Югославии. Здесь она приобрела массовый и организованный характер. Антифашистская борьба развернулась в Албании, Греции, Польше, Чехословакии, Франции, Бельгии, Норвегии, Дании и других странах.
Поражение немцев под Москвой подняло дух советского народа, вселило уверенность в неминуемом разгроме немецко-фашистских захватчиков. Это событие оказало огромное влияние на весь последующий ход Второй мировой войны, явившись началом её коренного поворота, предвестников грядущей Победы.
Цена победы под Москвой была высокой. Согласно данным, приведённым М.Ю. Мягковым в книге «Вермахт у ворот Москвы, 1941 – 1942», в октябре – ноябре 1941 года потери советских войск составили 145 тысяч человек, в декабре 1941 года – 103 тысяч 600 человек, в январе 1942 года – 144 тысячи 900 человек, в феврале – 108 тысяч 700 человек, в марте – 79 700 человек. Всего: 581,9 тысяч убитых, пропавших без вести, раненых и больных, эвакуированных из зоны юрисдикции армейских групп. Потери немецких войск составили 1 миллион 806 тысяч 123 человека, из них 926 519 человека – убитыми и пленными.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года учреждена медаль «За оборону Москвы». Автор рисунка медали – художник Н. И. Москалёв. Этой медалью награждались все участники обороны Москвы – более 1 миллиона 28 тысяч человек.
К этому следует добавить, что начало победоносного наступления советских войск совпало с церковным праздником – днём памяти святого благоверного великого князя Александра Невского – небесного защитника Русской земли, получившего статус святого главным образом за своё ратное радение во имя Родины.
Согласно Федеральному закону "О днях воинской славы и памятных датах России" (от 13.03.1995 N 32-ФЗ) 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) стал одним из дней воинской славы России!