Ученая степень, ученое звание: Доктор филологических наук, доцент
Место работы, должность: Профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного Института филологии и межкультурной коммуникации УрГПУ.
Сфера научных интересов: Теория языка, когнитивная лингвистика, сопоставительная лингвистика, русский язык, русский язык как иностранный, политическая лингвистика, риторика
Достижения:
  • Член Профессорского собрания УрГПУ.
  • Член Ученого совета Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ.
  • Руководитель основных образовательных программ УрГПУ: «Русский язык как иностранный, Английский язык»; «Русский язык как иностранный, Китайский язык».
  • Член диссертационных советов: Д 212.283.09, Д 212.283.01, УрФУ 10.02.21.
  • Член редакционных коллегий научных журналов: «Филологический класс» (WebofScience, ВАК), «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки» (WebofScience, ВАК), «Политическая лингвистика» (ВАК), «Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки» (ВАК). 
  • Член Международной ассоциации когнитивной лингвистики (ICLA).
  • Ведущий эксперт Региональной предметной комиссии по русскому языку Государственной экзаменационной комиссии Свердловской области.
Значимые публикации:

Монографии

  1. Дзюба Е.В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре : монография. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2011. – 224 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=19125986
  2. Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании : монография // Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2015. – 286 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=24420104
  3. Многозначность в лексике современного русского языка : коллективная монография // Багичева Н.В., Дзюба Е.В., Плотникова С.В., Руженцева Н.Б., Томилова С.Д., Цыганкова А.В., Нахимова Е.А. Екатеринбург, 1999. https://elibrary.ru/item.asp?id=19906407
  4. Теория и методика лингвистического анализа политического текста : коллективная монография // Чудинов А.П., Будаев Э.В., Дзюба Е.В., Кошкарова Н.Н., Кондратьева О.Н., Никифорова М.В., Пирожкова И.С., Руженцева Н.Б., Солопова О.А. - Екатеринбург, 2016. https://elibrary.ru/item.asp?id=30628453
  5. Дзюба Е.В. О видах и структуре категорий // Л. Витгенштейн: pro et contra. Личность и наследие Л. Витгенштейна в оценках российских исследователей : антология. Сер. "Русский Путь: pro et contra" Санкт-Петербург, 2019. С. 824-833. https://elibrary.ru/item.asp?id=38318543
  6. Образ России в международном образовательном дискурсе : лингвокогнитивный и лингводидактический аспекты : коллективная монография / Дзюба Е.В., Еремина С.А., Миков В.Ю., Пирожкова И.С., Суетина А.И., Томберг О.В. – Екатеринбург: УрГПУ, 2019. https://elibrary.ru/item.asp?id=41660354

Учебные пособия

  1. Дзюба Е.В. Когнитивная лингвистика : учебное пособие для высших учебных заведений / Екатеринбург, 2018. – 280 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=35051668
  2. Будаев Э.В., Ворошилова М.Б., Дзюба Е.В., Красильникова Н.А.: учебное пособие / М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Уральский гос. пед. ун-т" ; [Будаев Э. В. и др.]. Екатеринбург, 2011. https://elibrary.ru/item.asp?id=19674908
  3. Массалова А.Э., Дзюба Е.В. Игры на уроках русского языка как иностранного : учебно-методическое пособие для профессионально ориентированного обучения / Екатеринбург, 2019. https://elibrary.ru/item.asp?id=36940269

Статьи WoS, Scopus

  1. Дзюба Е.В., Еремина С.А. Вопросы истории языка на всероссийской олимпиаде школьников // Филологический класс. 2010. № 23. С. 36-40. https://filclass.ru/archive/2010/23/voprosy-istorii-yazyka-na-vserossijskoj-olimpiade-shkolnikov
  2. Дзюба Е.В. Особенности содержания концепта "ум" в языке Древней Руси // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2010. № 3 (79). С. 175-187.
  3. Дзюба Е.В. Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 20-25. http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=876&article_id=5250
  4. Дзюба Е.В. Методологические принципы когнитивного исследования лексической категоризации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 2 (43). С. 5-12. http://vcl.ralk.info/issues/2015/20152/metodologicheskie_printsipy_kognitivnogo_issledovaniya_leksicheskoy_kategorizatsii.html
  5. Дзюба Е.В., Массалова А.Э. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 41-46. https://filclass.ru/archive/2017/49/psikhologo-pedagogicheskie-sotsiokulturnye-i-metodicheskie-osnovy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-nerodnogo-inostrannogo
  6. Massalova A.E., Rzhanikova J.V., Dziuba E.V. Formation of Motivation for Studying Russian as a Foreign Language in Cadets of a Military Engineering University through Audiovisual Visibility // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 683-689. https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=35481782
  7. Дзюба Е.В., Ерёмина С.А. Урок чтения на русском языке в иностранной аудитории: методический и методологический аспекты // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 109-117. https://filclass.ru/archive/2018/2-52/urok-chteniya-na-russkom-yazyke-v-inostrannoj-auditorii-metodicheskij-i-metodologicheskij-aspekty
  8. Dzyuba E.V., Podsukhina V.A. On the Problem of Categorization of Artifacts in the Russian Linguistic Worldview // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Сonference proceedings. Edited by: Denisova Irina Vladimirovna. 2018. С. 27-33. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35513158
  9. Дзюба Е.В. Когнитивные стратегии презентации образа России в зарубежных учебниках по русскому языку как иностранному для носителей славянских языков // Филологический класс. № 1 (55). С. 75-82. DOI:10.26170/FK19-01-10 https://filclass.ru/archive/2019/1-55/kognitivnye-strategii-prezentatsii-obraza-rossii-v-zarubezhnykh-uchebnikakh-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-dlya-nositelej-slavyanskikh-yazykov
  10. Dzyuba E.V. Electronic Textbook of the Russian Language for Foreigners as a Multidisciplinary phenomenon // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020). С. 256-261. DOI https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.047 https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125940198
  11. Dzyuba E.V., Tkachenko Yu.G. Feminism Conceptual Meanings in Russian and French Media Picture of the World // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Proceedings of the X International Conference. Chelyabinsk State University. 2020. С. 365-372. С. 82-89. DOI: 10.15405/epsbs.2020.08.43 https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2020.08.43       
  12. Дзюба Е.В., Ткаченко Ю.Г. Концептуализация феномена "положение женщины" в международном образовательном дискурсе // Филологический класс. Т. 25. № 3. С. 71-83. DOI:10.26170/FK20-03-06 https://filclass.ru/archive/2020/tom-25-3/kontseptualizatsiya-fenomena-polozhenie-zhenshchiny-v-mezhdunarodnom-obrazovatelnom-diskurse
  13. Eremina S.A., Dzyuba E.V. Strategies of MONO-, BI- AND MULTICULTURALISM in Textbooks of Russian as a Foreign Language // Proceedings of the International Conference on European Multilingualism: Shaping Sustainable Educational and Social Environment (EMSSESE 2019). Сер. "Advances in Social Science, Education and Humanities Research" Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov.
  14. Elena Dziuba and Svetlana Eremina, (2020), “Multiculturalism in Terms of Linguodidactics: Analysis of Foreign Language Textbooks” in Convention 2019 “Modernization and Multiple Modernities”, KnE Social Sciences, pages 106–112. DOI 10.18502/kss.v4i13.7703 file:///C:/Users/user/Downloads/DZIUBA--EREMINA_Knowledge-E.pdf

Статьи ВАК

  1. Дзюба Е.В., Ерёмина С.А. Представление исторического прошлого и настоящего России в учебных материалах по русскому языку: зарубежный взгляд // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81). С. 119-138.
  2. Дзюба Е.В. Когнитивные механизмы кодирования в русских загадках о животных // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 201-204.
  3. Дзюба Е.В., Чубко Е.В. Ценностные доминанты в языковом сознании обучающихся военно-инженерного вуза: по данным вербально-ассоциативного эксперимента // Педагогическое образование в России . 2020. № 4. С. 92-99.
  4. Бабушкин А.П., Дзюба Е.В. Модели структурной организации артефактных категорий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 5-12.
  5. Дзюба Е.В. Образ России в болгарских учебниках по русскому языку как иностранному. часть 1: на материале учебников для школьников среднего звена // Педагогическое образование в России . 2019. № 6. С. 58-69.
  6. Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная природа русской народной загадки // Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 168-172.
  7. Дзюба Е.В., Плотников И.В. Стратегии перевода поэтического цикла И.А. Бродского "Часть речи": когнитивный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 15. № 4. С. 9-14.
  8. Дзюба Е.В. Отражение процессов категоризации в русских загадках // Когнитивные исследования языка. 2018. № 34. С. 123-126.
  9. Дзюба Е.В., Ткаченко Ю.Г. Советское "лицо феминизма": манипулятивный потенциал концептуальной метафоры в поликодовом тексте // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 14. № 4. С. 5-11.
  10. Ткаченко Ю.Г., Дзюба Е.В. Женственность и феминизм как антагонисты в русской и французской языковых картинах мира // Политическая лингвистика. 2017. № 1 (61). С. 164-173.
  11. Дзюба Е.В. "Бархатные" метафоры чешского политического дискурса // Политическая лингвистика. 2017. № 1 (61). С. 31-40. 4
  12. Дзюба Е.В., Чудинов А.П. Типы лингвокогнитивной категоризации в русской языковой картине мира // Когнитивные исследования языка. 2016. № 24. С. 238-247.
  13. Дзюба Е.В. О влиянии идеологии на формирование категории "интеллект" в русском языковом сознании // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). С. 162-171.
  14. Дзюба Е.В. Особенности категоризации артефактов в русском языковом сознании // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 230-235.
  15. Дзюба Е.В. Типология категорий языкового сознания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 1 (17). С. 77-86.
  16. Дзюба Е.В. К вопросу о формировании терминологического аппарата при изучении категоризации в языковом сознании // Педагогическое образование в России . 2015. № 8. С. 136.
  17. Дзюба Е.В., Чжао Л. Этноспецифические особенности лингвокогнитивной категоризации в русском и китайском языковом сознании // Педагогическое образование в России . 2015. № 11. С. 185-194.
  18. Дзюба Е.В. Особенности категоризации интеллекта в языковом сознании // Педагогическое образование в России . 2015. № 5. С. 99-109.
  19. Дзюба Е.В. Интеллект политика как категория русского "наивного" сознания // Политическая лингвистика. 2014. № 3 (49). С. 185-192.
  20. Дзюба Е.В. Лингвистические секреты продуктового эмбарго, или О том, что нового узнал потребитель в результате экономических санкций // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 237-239.
  21. Дзюба Е.В. Субкатегоризация как когнитивный феномен: овощи, фрукты, ягоды, орехи в русском языковом сознании // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 7. № 2. С. 33-45.
  22. Дзюба Е.В. Проблемы категоризации действительности в русском языковом сознании (на примере категорий "овощи", "фрукты", "ягоды") // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 110. № 1. С. 184-195.
  23. Дзюба Е.В. Концепт и исторический контекст // Политическая лингвистика. 2011. № 3 (37). С. 194-201.
  24. Дзюба Е.В. Концепт "ум" в научном освещении и наивном представлении русского народа // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 68. № 4. С. 188-199.
  25. Дзюба Е.В., Еремина С.А. Новые подходы в преподавании курса "Межкультурная коммуникация" // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 62. № 1-2. С. 243-245.

Полный список трудов см.:  https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=311785&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0