Ефим Лукич Шувалов – советский ученый, педагог, кандидат географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны. Один из организаторов педагогического образования на Урале. В должности ректора успешно вел большую организационную работу, сочетая ее с активной научно-педагогической деятельностью. Под его руководством строился новый комплекс зданий СГПИ на пр. Космонавтов. Автор учебников и пособий для школ и педагогических институтов.
Биографическая справка
Е.Л. Шувалов родился в семье крестьянин в деревне Гавшино Александровского района Владимирской области в 1921 г. С 1929 по 1936 гг. учился в средней школе. В 1936 г. поступил в Александровское педучилище. После его окончания, в 1939 г. поступил на географический факультет МГПИ им. Ленина. С началом Великой Отечественной войны и окончания 2 курса работал на строительстве оборонительных укреплений на Смоленщине. В октябре 1941 г. по комсомольской путевке красноармеец Е.Л. Шувалов был отправлен на фронт. Воевал на Калининском, Западном фронтах, в Белоруссии, Прибалтике. Начал войну рядовым, а окончил в должности командира артиллерийской бригады дивизии. Был трижды ранен. Войну закончил в Манчжурии. В 1946 г. капитан Е.Л. Шувалов был демобилизован. В августе 1946 г. Е.Л. Шувалов вернулся на географический факультет МГПИ им. В.И. Ленина. После окончания вуза с отличием, Ефим Лукич был принят в аспирантуру. После защиты кандидатской диссертации в 1952 г. был оставлен ассистентом на географическом факультете МГПИ и в этом году Е.Л. Шувалов переезжает в г. Свердловск. Здесь он был принят в СГПИ на должность старшего преподавателя, доцента, декана географо-биологического факультета. С 1962 г. проректор по научной работе, с 1967 г. по 1984 г. – ректор СГПИ. С 1984 г. – профессор-консультант СГПИ.
Драйверство
Е.Л. Шувалов – организатор и руководитель высшего педагогического образования на Урале, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, ректор Свердловского государственного педагогического института, создатель первого в стране учебно-методического комплекса по географии населения для студентов педагогических ВУЗов, им было написано учебное пособие для учителей по экономической географии Урала, опубликовано свыше 50 научно-методических работ.
Под руководством ректора Е.Л. Шувалова Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1981 г. «За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и коммунистическом воспитании студентов Свердловский государственный педагогический институт награжден орденом «Знак Почета». Научные труды Е.Л. Шувалова известны географической и педагогической общественности. Актуальные вопросы развития и размещения сельского хозяйства, географии населения страны, комплексных экономико-географических проблем уральского региона, проблемы обучения и воспитания студентов – основные направления его исследований. Ефим Лукич вел активную общественную и политическую жизнь. В частности, он неоднократно избирался членом Свердловского городского комитета КПСС, депутатом Ленинского районного и Свердловского городского советов народных депутатов, членом бюро Ленинского райкома КПСС, членом президиума Обкома профсоюзов. Много лет входил в состав президиума Географического общества СССР.
Работники института отмечали Е.Л. Шувалова как честнейшего и порядочного человека. Все его поступки характеризовались единством слова и дела. Сказал – выполнил! Поражала его большая требовательность не только к сотрудникам и преподавателям, но, в первую очередь, к себе. Может потому, что ему самому были присущи высокая принципиальность и чувство долга, он и от других требовал того же. Он был открытый, бескомпромиссный, строгий и справедливый. Невозможно было оставаться рядом с ним равнодушным. Большое внимание он уделял подбору кадров. Человеческий фактор, о котором сейчас так много говорят, Е.Л. Шувалов его «открыл» много лет назад. Он старался побеседовать с каждым, приходящим на работу в институт, стремился понять, чем человек дышит, чем живет. Его огромная заслуга в том, что он сумел создать в пединституте хороший, здоровый микроклимат. Он умел решать противоречия, ликвидировать конфликты. Своих молодых коллег, большинство из которых – его ученики, он вдумчиво, по-отечески учил всему. В этом деле мелочей Ефим Лукич не знал: как прочитать лекцию, провести собрание, найти главный вопрос дня, определить стратегию момента. Каждая защита диссертации кого-то из молодых преподавателей радовала его, как собственная, от неудач он огорчался. И все-таки главным качеством его характера было глубокое чувство справедливости, человечности. Ефим Лукич близко к сердцу принимал все институтские дела. Он знал досконально каждое звено работы, и это помогало Ефиму Лукичу оперативно принимать правильные решения.
Высокая требовательность Ефима Лукича базировалась на высокой компетентности во многих вопросах. Он болел душой за хозяйственные дела института. Ведь все мы понимаем, что строить педагогический комплекс в условиях крупного индустриального центра – совсем не то, что строительство в небольшом поселке. Ефим Лукич любил работать с молодежью. Свой огромный человеческий потенциал он тратил, не щадя себя, щедро раздавая все, чем владел: свои знания, опыт.
Творчески работая со студентами, Ефим Лукич Шувалов постоянно заботился о том, чтобы они умели находить причинно-следственные связи между явлениями в природе и обществе, привлекали знания смежных с географией дисциплин и наук, учил их мыслить, видеть перспективу. Всегда поддерживая трудолюбивых студентов, был он беспощаден к разболтанности и бесхозяйственности, вел постоянную борьбу за образцовый порядок в учебных аудиториях и общежитии. Об этом знали все окружающие и подтягивались. Е.Л. Шувалов был очень красивым человеком – и физически и духовно. Навсегда сохранится в наших сердцах светлая память о Ефиме Лукиче Шувалове, прекрасном человек, ученом и педагоге.
За большие заслуги перед Родиной, боевые подвиги и трудовые свершения Ефим Лукич Шувалов был награжден орденом Октябрьской революции, тремя орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной звезды и многими медалями.