kozyrev 1Александр Васильевич Козырев советский педагог, доктор педагогических наук, профессор, директор Свердловского государственного педагогического института в 1936 – 1937 гг., один из организаторов системы высшего образования в СССР, Отличник народного просвещения РСФСР.

 

Биографическая справка

А.В. Козырев родился в 1896 г. в деревне Головино Владимирской губернии в семье крестьянина. Закончил четырехклассное высшее начальное училище, а затем в 1912-1915 гг.  после обучения в учительской семинарии в г. Киржач получил специальность «учитель начальных классов». С 1915 г. работал учителем в деревне Жаровиха Архангельского уезда. Жена – учитель географии. Во время революционных событий 1917 г. будущий профессор оказался в г. Москве, где по стечению обстоятельств, слушал курс в Народном университете им. Шанявского в целях подготовки к внешкольной работе. В августе 1918 г. в качестве добровольца вступил в ряды Красной армии, а в октябре того же года стал членом большевистской партии. Служба в Красной армии с 1918 по 1920 гг.  и активное участие в гражданской войне, которые окончательно сформировали мировоззрение А.В. Козырева.

Вот как писали об А. В. Козыреве в одном из биографических очерков его коллеги: «Август 1919 г. Идет гражданская война. Молодая республика задыхается в кольце, которым окружили её внутренние и внешние враги. На Севере высадили войска американских оккупантов. Во главе отряда лыжников, в качестве его комиссара, в тяжелейших природных условиях Архангельской губернии продвигается вперед Александр Васильевич, тогда ещё Саша Козырев, любимец отряда, советчик в трудную минуту, близкий друг каждого бойца».

В 1920—1921 гг. после гражданской войны возвращается к мирной профессии организатора просвещения. Учительская профессия и опыт школьной работы определили дальнейшую служебную карьеру – он становится Советским чиновником в сфере народного просвещения, занимая в 1920 г. посты заведующего губернским отделом народного образования последовательно в Архангельской, Алтайской, Сталинградской и Брянской губерниях. Наряду с административной работой А.В. Козырев вел деятельность педагогическую.

Находясь в конце 1920-х гг. на должности заместителя наркома просвещения Узбекской ССР, он в 1929 г. поступает на учебу в аспирантуру по специальности «преподаватель педагогики». С окончанием аспирантуры он окончательно переходит на организационно-педагогическую и научную работу в вузах сначала преподавателем, затем доцентом, а в декабре 1931 г. утверждается в ученом звании профессора по кафедре «педагогика». В 1935 году, спустя год после введения в РСФСР ученых степеней один из первых в стране защищает кандидатскую диссертацию.

С 1932 по 1935 гг. А.В. Козырев возглавил Пермский педвуз, а с 16 декабря 1936г. стал директором Свердловского государственного педагогического института. Однако в 1937 г. в стране значительно усиливались политические репрессии, которые коснулись и директора СГПИ А.В. Козырева. 28 ноября 1937 г. А.В. Козырев был снят с должности директора СГПИ «за притупление партийной бдительности», в 1938 г. он был исключен из рядов ВКП(б) и арестован органами НКВД. 4 ноября 1939 г. А.В. Козырев был освобожден за отсутствием состава преступления.

После отъезда из Свердловска с 1940 по 1950 гг. А.В. Козырев был директором Ставропольского пединститута. С 1950 по 1952 гг. он возглавлял Ульяновский пединститут, а в 1952 г. был командирован в Шуйский педвуз на должность заместителя директора по научной и учебной работе.

Наряду с административной деятельностью А.В. Козырев успешно руководил кафедрой педагогики во вверенных ему вузах, занимался преподавательской и научной работой. В начале 1956 г. по состоянию здоровья Александр Васильевич оставляет работу в институте, но продолжает активную деятельность: член городского комитета партии, руководитель школьной секции городского совета, лектор по линии общества «Знание», редактор нового выпуска Ученых записок.

 

Драйверство

Сферой научных интересов, по утверждению самого А.В. Козырева, была проблема воспитания советского патриотизма, которая и сегодня остается востребованной. Список научных трудов А.В. Козырева, ставшим директором СГПИ в 1936 г., составлял 15 печатных листов. Хотелось бы отметить, что в 1920-е гг. о советском патриотизме большевики и слышать не хотели, тема была запретной для науки. Основное внимание в учебно-воспитательной работе А.В. Козырев уделял перестройке работы вуза в свете постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23 июня 1936 г «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школы». Основными формами учебной работы стали лекции, практические занятия, консультации и педагогическая практика, которые просуществовали в системе высшего образования, в определенной мере, вплоть до настоящего времени. При этом основной упор в учебном процессе делался на самостоятельную работу студентов, был отменен текущий учет успеваемости обучаемых – он стал проводиться лишь путем экзаменов по лекционным курсам и зачетам по практическим занятиям.

В соответствии с новыми установками, дирекция СГПИ под руководством А.В. Козырева в экстремальных условиях, в ходе начавшегося учебного процесса, провела перераспределение учебных поручений преподавателей, были составлены новые учебные планы и пересмотрено расписание занятий и экзаменов. В декабре 1936 года А.В. Козырев, на специальном заседании при учебной части СГПИ, сделал доклад о совершенствовании методики чтения лекций и проведения практических занятий в соответствии с новыми требованиями органов народного образования. В обсуждении доклада принимали участие методисты, преподаватели и студенты-отличники. Главным звеном в организации учебного процесса становилась кафедра. Поэтому в институте постоянно проводились совещания руководителей кафедр, сам директор систематически присутствовал на кафедральных заседаниях, посвященных обсуждению организационных и методических вопросов.

В результате, как отмечалось в отчете СГПИ за 1936-1937 учебный год, учебный план по институту был выполнен, несмотря на значительные трудности его реализации. В этот период значительно активизировалась организация научной работы преподавателей, которая связана во многом с повышением их профессионального мастерства. По инициативе директора с 22-мя членами преподавательского состава был заключен договор, в котором планировались конкретные задания в сфере научно-исследовательской работы. Для согласования тем диссертационных исследований с учеными столичных вузов и для сдачи кандидатского минимума 18-ти преподавателям были предоставлены научные командировки в Москву, Ленинград. Занятия научной работой значительно повышали уровень профессиональной подготовки преподавателей СГПИ. Именно те, кто активно занимался научными исследованиями, были организаторами семинара для учителей школ Свердловска. Такие занятия проводились для учителей истории и литературы. Что касается кафедры педагогики, которой руководил А.В. Козырев, то сам заведующий кафедрой вместе с научными работниками организовал семинар, где свою квалификацию повышали директора и завучи свердловских общеобразовательных школ. Это свидетельствует об успешной деятельности А.В. Козырева в качестве директора СГПИ.

В 1944 году Александр Васильевич за огромную роль в подготовке педагогических кадров награждается    Орденом Трудового Красного знамени – одной из высших советских наград, в 1946 году удостаивается звания «Отличник народного просвещения». Уже авторитетным вузовским деятелем, стоявший у истоков создания в нашей стране прочной системы образования, автором широко известных в учёной среде книг о педагогическом наследии К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, статей по истории русской и советской школы А.В. Козырев был командирован в реорганизованный Шуйский государственный педагогический университет для оказания содействия руководству вуза в решении задач определения вузовской стратегии обучения студентов и подготовки их к педагогической деятельности и работа всех структур института была быстро налажена.

«…Александр Васильевич не был баловнем судьбы. Только труд, способности, высокий профессионализм неуклонно двигали его по жизни, создавали ему авторитет. Он твёрдо верил в справедливость того общественного строя, в котором долгие десятилетия жил и работал. Высокая культура, честность и порядочность, искренность в поступках, доброта к людям, беспредельная вера в силу добра — таков был Александр Васильевич Козырев в жизни!», так о нем отзывались коллеги (Педагогика и специальное образование - Очерк 3: Легендарный профессор. Дата обращения: 22 февраля 2016. Архивировано 24 июня 2017 года).