Галина Ильинична Таршис– известный на Урале биолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Экологической. академии (1995 г.), академик Международной академии наук педагогического образования (1999 г.), член Русского Ботанического общества, Почетный работник высшего профессионального образования, Отличник народного просвещения.
Биографическая справка
Галина Ильинична Таршис родилась 11 декабря 1930 года в городе Алма-Ата (Казахстан). В 1938 семья переезжает на Урал. В годы войны отец и мать Галины Ильиничны трудятся на танковом заводе № 183, а маленькая Галя учится в школе № 12 г. Свердловска и активно участвует в тимуровском движении. В 1948 после окончания школы Галина Ильинична поступает в УрГУ им. А.М. Горького на биофак, который она с отличием закончит в 1953 г. по специальности «Физиология растений».
Учась на биофаке, она активно участвует в студенческой жизни, ее выбирают старостой курса. Галина Ильинична занимается в научном биологическом кружке. Дипломную работу Галина Ильинична пишет под руководством В.В. Юркевича (Бухарина), талантливого ученого, ученика А.И. Опарина, выпускника кафедры Биохимии МГУ, приехавшего в Свердловск в эвакуацию. После окончания университета (с отличием) Г.И. Таршис с 1953 по 1954 гг. работает в Свердловской школе рабочей молодежи №5 учителем биологии и химии. Но жажда заниматься наукой способствует ее переходу на работу на должность сначала лаборанта, в институт биологии УФАН СССР в 1954-1956 гг., а затем старшего лаборанта в УралНИИСХОЗ.
Желание учиться дальше, Галина Ильинична реализует в 1957 году, поступив в аспирантуру института Физиологии растений Украинской Академии наук в г. Киеве. Тематика ее научных исследований связана с изучением особенностей функционирования сорных растений. В 1961 г. Галина Ильинична заканчивает аспирантуру, а в 1962 году защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Физиолого-биохимические особенности горчака розового (Acroptilon repens D.C.) как оценка борьбы с ним». Далее следует распределение на Запорожскую опытную сельскохозяйственную станцию.
В 1964 году Галина Ильинична возвращается на Урал. Затем с 1964 по 2013 гг. она живет в Свердловске и работает в педагогическом институте на кафедре ботаники, сначала в должности старшего преподавателя, а затем доцента. Читает курс «Анатомия и морфология растений». С 1970 по 1977 ее выбирают сначала деканом географо-биологического факультета, а потом, в 1979 г. незадолго до защиты докторской диссертации, она становится заведующей кафедрой ботаники и методики обучения биологии, которую впоследствии возглавляет 20 лет. В 1981 году Г.И. Таршис защищает докторскую диссертацию на тему: «Подземные органы травянистых многолетников, их структура и изменчивость», а спустя два года в 1983 решением ВАК ей присваивают звание профессора. Все это время Галина Ильинична занимается исследовательской работой. В 1975 г. публикуется монография «Подземные органы многолетних травянистых растений». Материал собирается на полевых практиках, в экспедициях и в командировках. В 2000 г. в далекой Японии на VI Международном симпозиуме по корневым системам будет официально признана новая биологическая наука – ризология, но за 20 лет до этого она уже была провозглашена как новое в стране научное направление на кафедре ботаники СГПИ, где Г.И. Таршис разработала и успешно апробировала курс лекций по ризологии.
В 90-е годы благодаря усилиям Галины Ильиничны при кафедре создается первая в ВУЗе хоздоговорная лаборатория Прикладной ботаники. Основные исследования ее сотрудников направлены на разработку методов борьбы с сорняками на полях совхозов Свердловской области. В этот период Галина Ильинична руководит работой аспирантов (15 человек), активно участвует в публикационной деятельности (в общей сложности ею будет написано более 150 трудов). В 90-е годы появляются основные печатные издания, среди которых надо выделить первый в России учебно-методический комплект по Региональной Экологии (в соавторстве с сотрудниками Института Экологии растений и животных УрО РАН академиком В.Н. Большаковым, профессором В.Н. Безелем и доцентом, научным сотрудником ботанического сада УрО РАН Л.Г. Таршис). Он включает: учебник по Региональной экологии для 10-11 классов, практикум для учащихся по Региональной экологии и Книгу для учителя. По этому комплекту школьники Урала занимались в течение 10 лет. В самом конце 90-х годов по линии кафедры и лаборатории Прикладной ботаники, несколько преподавателей, под руководством Г.И. Таршис в течение трех лет сотрудничают с группой экспертов фонда Помпиду (Совет Европы). В результате этого в 2001 году разрабатывается (адаптировано к нашим условиям) и публикуется учебное пособие Ричарда Айвса для педагогов, психологов и медицинских работников «Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования», с помощью которого учителя Свердловской области смогли осуществлять профилактику детской наркомании.
Драйверство
Долгие годы, работая на кафедре ботанике СГПИ Г.И. Таршис читала курс по анатомии растений, руководила курсовыми и дипломными работами студентов в этой области. Она участвовала в организации и проведении педагогической и полевых практик. Начиная с 2004 года, Галина Ильинична кроме кафедры Ботаники параллельно работала в должности профессора на кафедре Экологии и экологического образования, где читала курсы «Экология растений» и «Основы исследовательской деятельности». С 2007 по 2013 года она продолжила свою деятельность только на этой кафедре. В этот период ею было разработано два новых элективных курса: «Экологическая анатомия растений» и «Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования». Г.И. Таршис руководила написанием магистерских диссертаций по экологии и экологическому образованию. Совместно с Таршис Л.Г. в 2010 ею было опубликовано учебно-методическое пособие «Магистерская диссертация». Особой гордостью в это время стала публикация научных работ Галины Ильиничны за рубежом (в США, Австрии и Италии). Было написано несколько книг о лекарственных и редких растениях Урала, словарь-справочник по Биологии для школьников.
Г.И. Таршис инициировала подготовку книг в серии «Природа Урала», которая выходила в издательстве «Банк культурной информации. Была автором статей о флоре и растительности региона. Она неоднократно являлась участницей целого ряда конференций и международных симпозиумов. Более 10 лет она являлась Председателем диссертационного Совета К 113.42.04; в течение 20 лет была членом диссертационного Совета Д 002.05.01 в ИЭРиЖ УрО РАН. Она была награждена знаком Отличник народного просвещения, являлась более 40 лет членом Русского Ботанического общества. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования» за заслуги в области образования РФ. 29 ноября 1997 г. Г.И. Таршис была избрана член-корреспондентом Российской экологической академии, а 9 марта 1999 г. – академиком МАНПО (Международной Академии наук педагогического образования).
Главные научные достижения:
- В результате многолетних исследований подземных органов растений ею была отмечена специфичность их структуры, а также способность каждого вида сохранять в любых экологических условиях и географических зонах свои характерные признаки.
- Создан анатомический атлас подземных органов травянистых многолетников Урала, включающий 108 таблиц и 399 рисунков. Данные материалы открывают новые возможности для развития диагностической анатомии подземных органов высших растений.
- Установлены специфические для десятков видов покрытосеменных растений микроструктурные признаки подземных органов.
- Показана возможность идентификации или диагностики таксономической принадлежности подземных органов двудольных растений по комплексу анатомических признаков пробки, луба и древесины.
- У ряда видов на Урале обнаружены анатомические признаки, свидетельствующие о характере их адаптации к пессимальным условиям среды.
- Разработана схема морфологического описания корневой системы и схемы описания анатомического строения корня и корневища.
- Предложено свое определение «ризологии» как учения о подземных органах растений и подземной сфере фитоценозов, их структуре и изменчивости.
- Создана одна из первых в стране ризотек – коллекций подземных органов. Сегодня часть этой коллекции хранится в фондах Института экологии растений и животных УрО РАН.
- На основе трех критериев: генетического, морфологического и экологического разработана классификация подземных органов травянистых многолетников. Выделено три системы: аллоризная (главного корня); гоморизная (система кладогенных придаточных корней), и аллогоморизная, или система смешанного типа.
- Разработана авторская классификация жизненных форм травянистых многолетников, построенная на основе особенностей их подземных органов: а) природы корневой системы, б) морфологических особенностей, преобладающих в подземной сфере особи, органов корневой, побеговой или смешанной корнепобеговой природы. Выделены 3 группы трав (на основе учета природы их корневой системы): стержнекорневые травы, или ризофиты, стержне- и придаточнокорневые травы, или ризокаулофиты, придаточнокорневые травы, или каулофиты. Также выделено 18 жизненных форм травянистых многолетников с учетом второго признака – их морфологических особенностей.
- Установлен сложный характер дифференциации корней в подземной части травянистых многолетников. Различия в структуре одинаковых по происхождению корней отнесены к проявлению эндогенной изменчивости; гистологические различия придаточных кладогеных корней, а также ризогенных корней определены как «гетероризия».
- Выявлен многосторонний характер внутривидовой изменчивости подземных органов травянистых многолетников и определены принципы ее анализа.
- Установлена прямая связь между содержанием углеводов в корнях и корневищах травянистых многолетников и скоростью роста и развития растений. Сочетание регулярной подрезки надземной массы с затенением горчака розового, в звене севооборота пар – озимь – пар – озимь резко нарушает обмен веществ растения, вследствие чего из года в год снижается содержание в подземных органах запасных веществ и, прежде всего, углеводов.
- Разработан анатомо-гистохимический метод, позволяющий в полевых условиях быстро определить содержание и локализацию пластических веществ в подземных органах, что можно использовать для контроля за эффективностью агротехнических и химических способов борьбы с сорняками.
- Г.И. Таршис была первой в России, кто предложил написать учебник по региональной экологии. Она создала группу соавторов, добилась публикации УМК и его внедрения в общеобразовательные школы Екатеринбурга и Свердловской области.
Ею подготовлено 15 аспирантов, защитивших кандидатские диссертации. Написано и опубликовано более 150 научных и учебно-методических работ.