Shurova 1Нинель Дмитриевна Шурова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий социальной работы УрГПУ, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, Отличник народного просвещения СССР.

 

Биографическая справка

Н. Д. Шурова родилась в 1927 году в городе Починок Смоленской области. Мама её учительствовала в местной школе, так что дальнейший выбор профессии и интерес к ней был предопределен материнским примером. В 1941 году все ужасы войны видела своими глазами. Школа, в которой они жили, сгорела, а из всех пожитков удалось сохранить, пожалуй, только пионерский галстук, который бабушка и пронесла с собой по занятой врагом территории. когда выбиралась из Смоленска, с территории, оккупированной немцами. За лето 1941-го они пешком прошли 900 километров, чтобы перебраться к своим через линию фронта. Жутко было видеть жертвы войны – повешенных, сожженных, расстрелянных, затравленных и растерзанных немецкими овчарками, погибших при отступлении бойцов. Попасть к своим удалось только 23 октября 1941 г., в районе г. Калинина, помогла деревенская девочка, знающая потаённую тропку, между минных полей. После, была эвакуация на Урал, на станцию Азиатская Кушвинского района, где они и нашли свой приют.

С конца 1941 года Н.Д. Шурова живет, учится и работает в Свердловской области. Сразу после окончания средней школы в 1945 году первые семь лет работала на станции Азиатская Кушвинского района. В 1946 году поступила на заочное отделение Свердловского учительского, затем – Педагогического института и заканчивает в 1953 году оба с отличием. Преподавала русский язык и литературу в школе № 86 и интернате № 10 города Свердловска. С 1963 года Н.Д. Шурова работает в СГПИ в качестве ассистента, с 1966 года – в качестве старшего преподавателя, а с 1979 – доцентом кафедры педагогики. В 1972 году как соискатель научно-исследовательского института обшей педагогики АПН СССР, защищает диссертацию на тему «Коллектив социалистического предприятия как фактор воспитания школьника». В 1981 году решением ВАК при Совете министров СССР присвоено ученое звание доцента. Она проработала в СГПИ – УрГПУ более 50 лет до 2015 г., в последнее время работала доцентом кафедры технологий социальной работы в институте социального образования.

Ей читались курсы: «Введение в профессию», «Теория и методика социальной работы», «Семьеведение», «Методика исследований в социальной работе», «Основы профессиональной этики социальных работников», «Педагогика детских домов и интернатов». Она вела руководство практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ студентов с широким объемом рецензированных работ.

 

Драйверство

Н.Д. Шурова более 20 лет посвятила научно-педагогической деятельности, связанной с разработкой учебно-методического комплекса для подготовки вожатских кадров из числа студентов СГПИ в период педагогической практики, а также с организацией и проведением инструкторско-методических сборов в условиях летнего лагеря «Зеленый мыс», где она была завучем. «Зеленый мыс» – это была уникальная форма подготовки студентов к летней педагогической практике, которую называли «вожатский инкубатор», где студентов педвуза готовили к встрече с детворой в условиях лагеря отдыха. Зеленый мыс» — одна из самых ярких страниц Н.Д. Шуровой и истории СГПИ (ныне Уральский государственный педагогический университет). За годы существования практики менялись программы, стандарты, но проллема подготовки студентов к практике в лагерях по-прежнему актуальна. Возвращаясь памятью к прошлым годам, кто знает, быть может, найдем заветную тропу к будущим успехам? По крупинкам собирая ценности былого, мы можем собрать целое состояние находок, идей, технологий, которые пригодятся если не современным, то грядущим поколениям. В системе работы педагогического вуза летней практики всегда принадлежало и принадлежит особое место. И не только по сложности задач, которые она решает, но и по уникальности возможностей, которые создает для пробы на учительский характер, для ответа на вечно волнующий студентов вопрос: «смогу или не могу?», для подтверждения правильности выбранной профессии и осознания собственной значимости в жизни ребенка, своего будущего ролевого статуса.

 

 

Наш институт в числе первых педвузов России ввёл у себя такое новшество в подготовке студентов к пионерской практике, потом ему стали следовать и другие педагогические вузы страны. С тех пор учебно-методический сбор как форма подготовки к учебной практике студентов существовал, жил, действовал, главное – воспитывал! Сбор являлся важным звеном в процессе подготовки вожаков красногалстучной пионерии. Целых 7 дней студенты жили делами, интересами своих будущих питомцев! Это являлось и одним из средств укрепления интереса к избранной профессии и практическая подготовка вожатого. Строки из Положения об инструктивно-методическом сборе: «Время проведения сбора — третья декада мая. Место проведения — пионерский лагерь «Зелёный мыс» (станция Мурзинка)». Это название — «Зелёный мыс» — стало брендом инструктивно-методического сбора студентов педагогического института, которые выезжали на практику в должности вожатых. И первое, что было сделано, — это чётко определено, кто что делает и кто за что отвечает. Теорию студенты, как и сейчас, изучали на лекциях и семинарах, но как показывал опыт практической деятельности студентов в пионерских лагерях, этого было недостаточно и инструктивно-методические сборы этот пробел в подготовке студентов к вожатской практике ликвидировали. На факультетах формировались вожатские отряды, студенты придумывали названия отрядов, защищали их, шло обсуждение тематических дней, чтобы каждый отряд мог почувствовать и продемонстрировать свою неповторимость. Формирование и учеба актива, забота об экипировке (каждый отряд имел свою форму!), утверждение законов предстоящего ИМС (инструктивно-методического сбора), еженедельные командирские оперативки, наконец, линейка готовности и заключительный аккорд — «Зеленый мыс». Все это звенья одной цепочки, «настройки» студентов (и при помощи студентов) на очередную летнюю практику, через которую с 1963 по 1990 год прошли будущие вожатые 70 пионерских лагерей. За все эти вопросы отвечала Н.Д. Шурова, завуч инструктивно-методического лагеря СГПИ «Зеленый мыс».

Не менее интенсивно шла подготовка и «по линии взрослых»: кафедр общей педагогики и педагогики начального обучения, отдела практик, деканатов, в учебных планах которых значился этот вид практики, и функциональные роли которых определялись специально разработанным Положением. Подбирались кадры, утверждались программы отдельных занятий и сбора в целом, проводились педсоветы, устанавливались связи с Облсовпрофом, заключались договора с предприятиями — «работодателями», оговаривались условия практики студентов в каждом лагере, проводились совместные специальные совещания начальников лагерей, председателей профкомов, завкомов. Визитной карточкой постепенно складывающегося более, чем 30-летнего опыта подготовки к летней практике был, конечно, сам инструктивный выездной сбор сначала одного физического, а в последние годы двух курсов 6-7 факультетов (от 600 до 850 человек). Название «Зеленый мыс» стало символом творчества, инициативы, педагогики сотрудничества студентов, преподавателей и методистов.

Н.Д. Шурова вспоминает: «Сейчас, когда с расстояния времени пытаешься осмыслить, что было главным, определяющим успех каждого сбора, как удавалось за семь дней создать коллектив вожатской дружины, приходишь к выводу: все дело в том, что все те, кто был задействован в подготовке и проведении ИМС, верили в нужность всего этого дела и нужность самой практики студентов в лагере». На время подготовки и проведения инструктивно-методического сбора и летней пионерской практики в институте создавалась сводная дружина вожатых. В дружину входили студенты второго курса факультетов физического, математического, русского языка и литературы, педагогики и методики начального обучения, студенты третьего курса факультетов иностранных языков и дефектологического факультета, распределенные на отряды. Дружина вожатых института называлась «Уральские зори», девиз которой был «Каждый — искорка, вместе — пламя». Каждый отряд имел своё название, девиз, форму, эмблему, отрядную песню и «речёвку». Вожатские отряды являлись первичными коллективами и функционировали на сборе в условиях, максимально приближенных к условиям пионерских лагерей. Отряды делились на звенья, которые выбирали своих звеньевых. Работу каждого отряда возглавлял совет, в который входил командир, председатель и члены совета отряда (сигнальная группа, редактор стенгазеты, физорг, флаговый), избранные на организационном сборе отряда. Совет отряда планировал и организовал подготовку студентов к инструктивному сбору с учётом специфики факультета и в соответствии с общей программой вожатской дружины. Председатели советов вожатских отрядов принимали участие в работе совета командиров, приглашались на его заседания. Работу дружины возглавлял совет командиров в составе: завуч и комсорг сбора, старшая вожатая и старший командир дружины, командиры отрядов, старший хозяйственник, начальник штаба и руководитель пресс-центра. Совет командиров являлся коллективным органом студенческого самоуправления, ответственным за подготовку и организацию работы студентов на сборе. Старший командир и командиры отрядов назначались и утверждались комитетом комсомола института и факультетским бюро ВЛКСМ из числа лучших студентов-старшекурсников, имеющих опыт организаторской работы в вузе и на инструктивно-методическом сборе. В проведении учёбы актива, в контроле за подготовкой к инструктивно-методическому сбору и ходом практики, в организации соревнования и пропаганде работы отрядов старшему вожатому и совету командиров оказывали помощь командиры-инструкторы. Звание «командир-инструктор» присваивалось студентам IV-V курса, зарекомендовавшим себя творческим, инициативным, глубоко ответственным отношением к подготовке и проведению инструктивных сборов. Из числа командиров-инструкторов выбирался руководитель пресс-центра и начальник штаба, которые имели право решающего голоса в совете командиров. Штаб разрабатывал условия соревнования вожатских отрядов, следил за их выполнением, подводил итоги и обеспечивал гласность соревнования, выходил в совет командиров с предложениями и поощрении лучших. Пресс-центр формировался из числа студентов III-IV курса, представителей разных факультетов. Пресс-центр отражал всю работу по подготовке и проведению инструктивного сбора в многотиражной газете института, в спецвыпусках экспресс-информации по итогам каждого тематического дня. Тщательно подбирались кадры для проведения сборов: Начальник сбора — отвечал за работу с кадрами, материальное обеспечение лагерного сбора и финансовую отчётность, организацию жилья, питания студентов и преподавателей, приезд и отъезд студентов, доставку материальных ценностей и их сохранность, за общую дисциплину и работу хозяйственников отрядов, за организацию уборки территории и корпусов лагеря, планировал работу по подготовке к сбору. Завуч утверждала методическую документацию сбора, составлял расписание, организовывал проведение учебных занятий, работу педсовета, оказывала помощь совету командиров и старшему вожатому в подготовке и проведении сбора, контролировала проведение тематических мероприятий и работу пресс-центра, принимала участие в работе совета командиров, анализировала итоги сбора, вела учёт работы преподавателей.

 

 

Н.Д. Шурова также уделяла большое внимание организации учебно-методической работе во время сбора, которая проводилась в соответствии с программой и составлялась с учётом специфики каждого года, оказывала систематическую помощь в самообразовании студентов, организовывала групповые и индивидуальные тематические консультации, знакомила с лучшими студенческими отчётными материалами. Что был для студентов «Зеленый мыс», прежде всего там учили будущих вожатых умениям приносить детям, праздник. Они же готовились быть вожатыми. А вожатый — это человек, который может за собой повести, то есть он не должен быть скучным, должен быть всезнающим в представлении детей. Он должен все уметь, и палатку поставить, и на гитаре сыграть, и нарисовать…Дети так понимают: если уж ты вожатый, ты должен все «мочь», поэтому «Зеленый мыс» максимально к этому готовил. Уметь создавать праздник себе и другим — это очень важно в жизни, даже сейчас. А «Зеленый мыс» учил студентов, что праздник сам по себе не приходит. Всю черновую работу, все мелочи — все продумывать, планировать и делать тщательно и до конца. Умению брать ответственность на себя (потому что если ты не сделаешь, то кто?) тоже учил только «Зеленый мыс». Умение доставить удовольствие другим, этому студенты тоже учились в «Зеленом мысе» под руководством Н.Д. Шуровой, преподавателей, методистов, студентов старших курсов. Необходимо отметить, что еще в далекие от нас 60-е годы прошлого столетия, в вузе готовили, как бы сейчас сказали, компетентных специалистов для системы образования, которые попробовали себя в выполнении практической работы и в том числе в роли вожатых. Название «Зеленый мыс» стало символом творчества, инициативы, педагогики сотрудничества, студентов, преподавателей и методистов».

Исхаков Р., бывший командир-инструктор, вспоминает:  «Наверное, не будь «Зеленого мыса», и мы что-то потеряли бы в жизни, прошли бы мимо чего-то, как знать, может, самого важного, самого главного».

Общенаучные интересы Н.Д. Шуровой       нашли свое отражение в 51 работе, 2 из которых были опубликованы в Болгарии (София) и Германии (Йена). Последние десятилетия своей работы в УрГПУ в связи с перенесение объекта исследования в область социальной педагогики Н.Д. Шуровой занималась проблемами профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике, их связей с общественностью, в том числе и производственной.

В 1985 году Н.Д. Шурова награждена медалью «Ветеран труда». В 1986 году награждена Республиканским комитетом профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР знаком «Отличник народного просвещения». Н.Д. Шурова из семьи педагогической династии. Она всегда с теплом и особой благодарностью вспоминала свою маму Рывкину Марию Ефремовну, отмечая её вклад в становление как молодой семьи, воспитании собственных детей, так и в работе над кандидатской диссертацией и началом педагогического пути в СГПИ. Она до последних лет жизни всегда считала именно их совокупный стаж в учительстве, а он к 2020-му году уже перевалил за 110 лет. К счастью, педагогическая династия не прерывается, в дочери и правнучке, ставшей музыкальным педагогом, продолжилось их общее дело – учительство. То самое, такое тёплое слово, есть в нём, что-то сродни слову и делу «врачевания». Многочисленные ученики Н.Д. Шуровой всегда с огромной теплотой вспоминают своего Учителя с большой буквы.