Тамара Николаевна Шамало – блестящий ученый и великолепный педагог,

доктор пShamaloедагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2010), Почетный работник высшего профессионального образования (2007), Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения Российской Федерации, ученый-методист высочайшей квалификации.

Ей принадлежит разработка современной теории применения средств наглядности в учебном процессе, которая не только не утратила своей значимости, а в условиях глобальной информатизации и компьютеризации становится ещё более актуальной. Под руководством Тамары Николаевны был открыт и успешно функционировал многие годы диссертационный Совет 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика, математика, информатика). Возглавляемый ею совет всегда отличался высокой требовательностью к соискателям. За годы работы совета от ВАК РФ не поступило ни одного замечания. Под руководством Тамары Николаевны и при её непосредственном участии и помощи защищено более ста пятидесяти кандидатских диссертаций, несколько докторских исследований.

 

Биографическая справка

Тамара Николаевна Шамало родилась в 1935 году в г. Мурманске в семье школьных учителей. С началом Великой Отечественной войны семья перебралась в Оренбургскую область г. Абдулино, где в 1953 году Тамара Николаевна с медалью окончила среднюю школу, проявив незаурядные способности к естественным наукам. В 1953 г. поступление в вуз выглядело весьма драматично: уже было подано заявление в Московский энергетический институт, но родители настояли, чтобы дочь продолжала династию и убедили поступить в Московский областной педагогический институт. Тем не менее, тягу к индустриальному производству Тамара Николаевна реализовала, поступив на физический факультет, а не на математический, как уговаривала мама.

После окончания вуза в 1958 году Тамара Николаевна была распределена на работу в общеобразовательную школу № 20 при Семипалатинском ядерном полигоне, а затем в 1963 году она переезжает в г. Ленинград и продолжает работать учителем физики.  О таланте учителя говорит тот факт, что на протяжении десятка лет ученики переписываются с ней, благодарят своего учителя, делятся своими научными и педагогическими проблемами, многие из них пошли по стопам учителя и стали кандидатами и докторами наук.  

В 1970 г. она поступила в аспирантуру при РГПУ им. Герцена и в 1973 году, защитив кандидатскую диссертацию при кафедре методики преподавания физики Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена на тему «Учебный физический эксперимент в процессе формирования понятий кинематики и динамики», была направлена в Свердловский государственный педагогический институт (СГПИ) на должность старшего преподавателя кафедры физики.

В 1977 году Тамара Николаевна получила звание доцента, в 1984 году возглавила вновь открывшуюся кафедру методики преподавания физики и технических средств обучения. В 1992 году она блестяще защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении» и в 1993 г. ей было присвоено звание профессора. С 1998 по 2002 гг. Тамара Николаевна избирается деканом физического факультета. Под руководством Т.Н. Шамало в 1997 году был создан диссертационный совет Д 212.283.04 по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика, математика, информатика). Возглавляемый ею совет всегда отличался высокой требовательностью к соискателям.

В 2002 году она назначается проректором по учебной работе УрГПУ и продолжает возглавлять кафедру методики преподавания физики и технических средств обучения. В 2014 г. Тамара Николаевна переходит только на заведование кафедрой физики и технических средств обучения.

 

Драйверство

Тамара Николаевна Шамало внесла большой вклад в методическую науку. Написанная ею монография «Теоретические основы использования учебного физического эксперимента в развивающем обучении» оказала значительное воздействие на развитие отечественной методической науки в области теории и методики обучения физике. Она впервые в педагогической науке разработала и применила метод моделирования. Ею опубликовано более 200 научных трудов, среди них книги для учителей, выпущенные в издательствах «Просвещение», «Высшая школа», учебные пособия для студентов.

В 1994 г. Т.Н. Шамало прошла стажировку в Чикагском университете. Участвовала в совместной научно-методической работе с американскими коллегами. Регулярно организовывала научно-методические и практические конференции. Под ее руководством неоднократно проводились методические фестивали «Урок физики», в том числе и федерального уровня.  Принимала активное участие в разработке региональной программы развития образования Свердловской области. Проводила семинары и лекции для учителей. Возглавляла экспертный совет по аттестации учителей физики в регионе. Она являлась многолетним организатором научно-практической конференции по проблемам естественнонаучной подготовки молодёжи, редактором сборника трудов конференции, членом многих редколлегий научных журналов, сборников трудов (журналов «Педагогическое образование в России», «Учебная физика», сборников трудов международной конференции «Физика в системе современного образования» школа будущего), многие годы сотрудничала с журналом «Физика в школе». Вопросы развития мышления обучающихся, закономерности формирования физических понятий, рассматриваемые Тамарой Николаевной и её учениками, остаются ключевыми для всего учебно-познавательного процесса по физике, независимо от существующих и будущих образовательных стандартов.

Долгие годы она возглавляла экспертный совет по аттестации учителей физики в регионе, являлась членом диссертационного совета Д 113.05.09 в РГПУ им. А.И. Герцена по присуждению ученой степени доктора педагогических наук, а также диссертационного совета К 11.77.02 при Томском педагогическом университете. Значительную работу она проводила в Совете преподавателей вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока, оказывала постоянную помощь молодым ученым, консультировала докторантов, участвовала в экспертных оценках работы кафедр и факультетов педагогических вузов. Под руководством Тамары Николаевны и при её помощи успешно защищено более ста пятидесяти диссертаций. Тамара Николаевна создала собственную научную школу, главной отличительной чертой которой является ответственность руководителя за своих студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов. Каждый, кому посчастливилось работал с Тамарой Николаевной над своей диссертацией, получил неоценимый опыт по критическому осмыслению своей научной работы, вдумчивому и ответственному отношению к каждому слову любого создаваемого текста.

 

 

Став проектором по учебной работе УрГПУ в 2002 году, Тамара Николаевна со свойственной ей энергичностью и глубиной проработки всех деталей внесла огромный вклад в развитие университета. Необходимым для этой должности качеством Тамара Николаевна считает умение быстро переключаться с одной работы на другую, а также ровно и справедливо относиться ко всем. Среди известных учеников Тамары Николаевны – Биктуганов Юрий Иванович, министр образования и молодёжной политики Свердловской области, декан физического факультета УрГПУ, декан физического факультета Глазовского педагогического института, декан факультета информатики Шадринского педагогического института и многие преподаватели российских вузов.

В научном коллективе и под руководством его членов по направлению научной школы защищено: 4 докторских диссертаций; 41 кандидатская диссертация Т.Н. Шамало большую работу проводила по совершенствованию учебного процесса в вузах, входила в коллективы по разработке стандартов педагогического образования и других научно-методических материалов. Являлась членом научно-методических советов по физике и естествознанию УМО при Московском государственном педагогическом университете. Свою работу она проводила в творческом содружестве с ведущими научными коллективами страны на основе договоров о сотрудничестве между УРГПУ и РГПУ им. А.И. Герцена, кафедрой методики преподавания физики МПГУ, аналогичной кафедрой Челябинского пединститута и Лабораторией обучения физики научно-исследовательского института общего и специального образования РАО. В 2022 г. Т.Н. Шамало завершила свою педагогическую деятельность. решением ученого совета УрГПУ ей было присвоено звание «Почетный профессор УрГПУ». Она занесена в Книгу Почета университета, награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством II степени», медалями: «За добросовестный труд» в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, «50 лет ядерной энергетики СССР», «250 лет со Дня образования Екатеринбурга», почетной медалью «Семипалатинский полигон», «Ветеран труда» (2010), медалью им. М.Н. Скаткина Российской академии образования» (2020).

Т.Н. Шамало пользуется заслуженным авторитетом среди ученых, преподавателей вузов, учителей и студентов. Блестящий ум, неформальное отношение к любому делу, требовательность, и прежде всего, к себе, притягивают к Тамаре Николаевне любого, кому посчастливилось с ней общаться.