Николай Паулинович Руткевич – советский историк, кандидат исторических наук, профессор, педагог, декан исторического факультета Свердловского государственного педагогического института (СГПИ).
Биографическая справка
Н.П. Руткевич родился 2 января 1894 г. в Киеве. Его отец был чиновником казенной палаты, мать – учительница. Учился Николай Паулинович в Черниговской мужской гимназии, затем в коллегии Павла Галагана в Киеве, которую окончил в 1912 году. Поступил в Киевский университет на историко–филологический факультет здесь он специализировался по истории стран запада, под руководством профессора Ардашева. Уже в студенческие годы, овладев в совершенстве французским языком, стал автором переводов ряда французских документов XVI – XIX вв. В 1917 году окончил историко–филологический факультет Киевского университета и Киевскую консерваторию по классу вокала (1917).
История Франции, французской революции стала любимой темой Николая Паулиновича. Именно по этой теме в 1915 году была издана первая работа Н.П.Руткевича «Наказы третьего сословия Аррасского бальяжа в 1789 г.», которая вошла в хрестоматию по всеобщей истории. В 1917 году, до окончания университета, Николай Паулинович поступил учителем в Липовецкую городскую гимназию. Позже, до 1923 года. преподавал на высших педагогических курсах, заведовал вечерним рабфаком в Бердичеве. В эти же годы работал в системе народного образования и принимал участие в составлении хрестоматии по новой истории. В 1926 году был принят в число аспирантов Киевской научно-исследовательской кафедры и переехал в Киев. Одновременно с учебой в аспирантуре, работал инспектором-методистом в отделе народного образования. В 1927 году - принят в Киевский кооперативный институт, где вел сначала семинары, а затем самостоятельный курс по истории экономических учений. В 1929 году приглашен в Нежинский педагогический институт заведующим кафедрой политической экономии и истории экономических учений.
В 1931 году был утвержден Государственным научно-методическим комитетом УССР в звании профессора. В 1932 году перешел на работу в Краснодар, заведовал отделением в Педагогическом институте и с организацией факультетов, стал деканом историко-экономического факультета. С 1935 по 1949 гг. Н.П. Руткевич в Свердловском педагогическом институте заведовал кафедрой всеобщей истории, с 1940 по 1945 гг. – декан исторического факультета. Звание доцента ему присвоено в 1939 г., кандидатскую диссертацию «Марокканские конфликты и Россия» защитил в 1940 г. В 1941-1949 гг. – доцент историко-филологического факультета Уральского государственного университета.
Драйверство
Николая Паулиновича Руткевича пригласили для чтения лекций по новой и новейшей истории и руководства кафедрой Свердловского государственного педагогического института в 1935 году, с 1941 года он одновременно преподавал в Уральском государственном университете. Уроженец Киева, способный студент, начавший публиковаться в студенческие годы, по окончании Киевского университета (1917) работал в высших учебных заведениях Украины, звание профессора получил в 1931 году без защиты диссертации. В Свердловск он приехал опытным, авторитетном научным работником в области экономических, исторических дисциплин и методики преподавания в вузе и средней школе. Образование, которое получил Н.П. Руткевич в Киеве, не имело педагогического уклона, поэтому все методики он был вынужден осваивать сам. В итоге, с помощью беспрестанного самообразования, Николай Паулинович достиг больших высот в педагогическом мастерстве. Это можно понять из его слов: «…любовь к профессии учителя – источник личной уравновешенности и великая помощь в преодолении трудностей жизни. Она не только источник личного счастья, она верный путь к тому, чтобы стать полноценным членом общества, ибо в первую очередь именно через профессию мы включаемся в общественную жизнь».
На историческом факультете СГПИ Николай Паулинович преподавал не только Новую историю, но и историю дипломатии и международных отношений. Важнейшим достоинством его лекционного курса являлось в успешно реализуемом стремлении выявить механику формирования внешней политики того или иного государства, обнаружить скрытые силы, с которыми вынуждены считаться самые могущественные самодержцы. Однако студентов больше интересовали живописные «портреты» Талейрана или Меттерниха, колоритные картины столкновений на конференциях и конгрессах, рассказы о возникновении кровопролитных конфликтов и войн. Таким образом, возникал эффект сопричастности.
Он был прекрасным лектором, умел чувствовать аудиторию и долго читать, закрыв глаза. Хотя в лекторских манерах Руткевича не было актерства, ему были присущи аффектация или стремление перевоплотиться в персонажей своих лекций. Его новеллы-портреты, картины важных событий позволяли студентам видеть и слышать исторические события, причем он, как бы рисовал по документам, логично и доказательно, с обдуманными приемами для запоминания, с картой, с меловой схемой, так что слушатели становились участниками анализа действий, оценок, документов. Николай Паулинович любил анализировать художественные версии исторических событий, как средство оживления истории, способствующее формированию исторического мышления. Во время экзаменов Николай Паулинович становился строгим и требовательным экзаменатором.
Так выслушав ответ на экзамене, он мог осведомиться: «А в каком художественном произведении отражены эти события?». Не желая получить пониженную оценку, студенты штудировали не только научную, но и художественную литературу. Сфера научных интересов – история дипломатии накануне Первой мировой войны. Любимый преподаватель студентов-историков Свердловска 1930–1940-х гг. он читал курсы по новой истории, истории международных отношений, методике преподавания истории. Систематически занимался повышением квалификации учителей истории Среднего Урала.
Благодаря трудам Н. П. Руткевича Свердловск впоследствии стал признанным центром академических педагогических экспериментов. «За пятнадцать лет работы с историками Свердловска этот человек оставил о себе неизгладимую память. По-разному сложились судьбы его выпускников свердловских истфаков (СГПИ и УрГУ) разных лет, жизнь разбросала их по разным городам страны, в разные годы и в разных условиях были они его слушателями, разных успехов в жизни смогли добиться, но удивительно сходны, единодушны в оценках роли Учителя их воспоминания. Не будучи знакомы меж собой, умудренные опытом учителя школ, в которых он проводил практику со студентами, молодые их коллеги, методисты, доценты и профессора философских и экономических наук, ученые историки-новисты, журналисты - все они, не сговариваясь, отмечают, что он оставил в жизни каждого из них неизгладимый след.», – так писал о Н.П. Руткевиче доктор философских наук, академик Л.Н. Коган в воспоминаниях, написанных к сорокалетию со дня смерти Учителя.
Среди многих занятий, которым он себя посвящал, самыми любимыми были история международных отношений и история Франции, языком этой страны он безупречно владел еще со студенческих лет. Принадлежал он к той счастливой породе людей, которые никогда не успокаиваются на достигнутом, не устают учиться и делают это с явным удовольствием. Психологи утверждают, что рядом с такими людьми постоянная учеба не воспринимается как досадная обязанность или обуза и незаметно становится потребностью. Первой и весьма трудной в условиях 1930-х - начала 1940-х гг. задачей профессора Н.П. Руткевича было создание первой на Урале трудоспособной кафедры всеобщей истории, в задачу которой, кроме подготовки учителей истории, входила и теоретическая подготовка лекторов-международников Свердловской области, и передача им методического опыта. В течение длительного времени Н.П. Руткевич был единственным и непременным руководителем областных семинаров лекторов и ведущим лектором на всевозможных курсах усовершенствования учителей области, а с созданием областного Института усовершенствования учителей (ИУУ) – бессменным лектором и главным консультантом его кабинета истории. Руководство кафедрой требовало больших усилий. С прибытием квалифицированных кадров из центра в первые годы существования Свердловского педагогического института дело обстояло плохо, приходилось брать на работу своих выпускников, имеющих опыт работы в школе до поступления на истфак. Все они нуждались в руководстве опытного наставника, каким и был Н.П. Руткевич.
Первая на Урале кафедра всеобщей истории, созданная Н.П. Руткевичем, стала со временем не только полноценным научным коллективом, но и постоянно действующей школой педагогического мастерства. Молодое пополнение кафедры – ассистенты (Ф.М. Шварц, С.Г. Лившиц) и аспиранты (O.E. Вайнер, Е.Г. Мохов, Н.М. Щербакова) - были объектом неусыпной заботы заведующего. Об этом говорят не только воспоминания, но и чудом сохранившиеся с тех далеких времен записочки Николая Паулиновича своим молодым коллегам из больницы: он беспокоится о них, всячески поддерживает советом и, главное, доверяет.
Он не переставал повторять, что постоянная учеба и совершенствование - обязанность каждого члена кафедры независимо от возраста, должности и наличия степени или звания, что лучше всего делать это всем коллективом. Годы становления и развития исторического образования на Урале совпали со временем господства догматизма и начетничества в исторической науке и мелочной опеки и регламентации в учебном процессе высшей школы. Во всем преобладал формализм: требовалось обязательное утверждение учебных планов, экзаменационных билетов, текстов лекций и др. Далеко не всем это было по душе. Сам заведующий кафедрой имел написанный текст всех своих лекций, хотя по писаному никогда не читал. Листки его лекций не успевали «пожелтеть» от времени, над ними шла постоянная работа. Настоящей школой являлось проведение так называемых открытых лекций. Для многих (и не только молодых преподавателей!) они являлись серьезным испытанием. Постоянно посещая занятия коллег, заведующий пришел к выводу, что такие лекции надо превратить из формы контроля в форму доброжелательной коллективной учебы. При составлении кафедрального плана открытых лекций учитывалось, что предметом коллективного обсуждения должны быть разные темы: государственное устройство, войны, обострение социальных противоречий, культура и т.п., т.е. темы, а не лектор. Заведующий так вел обсуждение, что это не было обсуждением отдельных промахов лектора, это было поиском того, как сделать лекцию лучше, интереснее, методически вернее. О том, что не удалось лектору, конечно, тоже говорилось, но без ненужной назидательности.
В качестве заключения не раз звучала фраза Николая Паулиновича: «Сегодня мы славно поучились все вместе!» Строгим, менторствующим начальником, излагающим истины в последней инстанции его никто не запомнил. Десятилетие, в течение которого Н.П. Руткевич вдумчиво и целенаправленно выращивал кадры историков, руководя кафедрой, стало и временем создания уральской школы новистов. В работе с дипломниками и аспирантами он уже тогда четко определил на десятилетия вперед направленность будущих исследований уральских новистов - клубок важнейших противоречий в Европе, на Балканах в ходе Первой и Второй империалистических войн. Доктора исторических наук, его ученики К.Б. Виноградов (Ленинград), К.Д. Петряев (Одесса), И.Н. Чемпалов (Свердловск), создавшие свои научные школы, не сговариваясь, пишут в своих воспоминаниях об исключительном влиянии Николая Паулиновича на «выбор дальнейшего пути», «направление последовательной деятельности», о том, что начало научных изысканий под его руководством дало «хорошую зарядку на всю последующую жизнь» (И.Н. Чемпалов). Работу с учительством во всех ее разновидностях, а не только чтение лекций по основным своим курсам Николай Паулинович любил, как любил он и школу, считал ее своей первейшей обязанностью. Она была заложена в его личных планах как само собой разумеющееся.
Важнейшим делом жизни он считал методику преподавания истории и отдал этому много сил. В год его приезда в Свердловск на истфаке СГПИ появились уже студенты 3-го курса, которым полагалось идти на практику в школу, а опыта организации и проведения этой работы ни у кого не было. Силою обстоятельств он стал первым и на долгое время не просто главным, но и единственным методистом Среднего Урала. К числу новичков в этом деле он не относился - за плечами был опыт, накопленный в годы работы в вузах Украины. Однако трудности понятны, ведь еще не было ни программ, ни стабильных учебников для вуза и школы. Не было опыта и у учителей истории города, к которым должны были прийти на практику студенты. Создание базы для проведения практики оказалось делом непростым - надо было выявить лучшие школы, лучших учителей, которые могли бы (и умели!) делиться опытом со студентами. Подготовка учителей, с которыми приходилось все начинать, была неодинаковой и оставляла желать лучшего. Вот в этих школах и организовал практику первых уральских студентов-историков первый методист Н.П. Руткевич. У всех у них он бывал на уроках, а в некоторых школах сам давал открытые уроки, учил присутствующих тщательному анализу и объективной оценке событий, вводил в практику работы новые методические приемы. В этих школах, с этими учителями, а позже с их молодыми преемниками истфак СГПИ проводил практику все последующее десятилетие.
В ходе этой работы рос и совершенствовался Н.П. Руткевич-методист. Составив программу курса методики преподавания истории, он стремился вместе с учителями и слушателями курса обдумать, оценить, «переплавить» опыт, накопленный дореволюционной методикой, отобрать все лучшее, что в нем было, и этому учить молодых. Ведь готового опыта, который можно было смело пропагандировать, не было, а ссылки на старый в условиях господства авторитаризма были небезопасны, запросто можно было схлопотать один из ходовых тогда ярлыков: «приспешника», «буржуазного объективиста», а то и похуже... Руткевич методист стал влиять на Руткевича лектора. Теперь при чтении лекций основного курса новой истории он стремится так преподнести материал, чтобы студенты не только узнавали, что произошло, но и задумывались бы над тем, как это донести до учеников. Он не просто давал знание по своему предмету, как это бесстрастно делает большинство лекторов, он учил учить, вырабатывал у слушателей практические умения. Любя свою профессию, любя школу и молодежь, будучи новатором по характеру, он заложил на истфаке СГПИ основы всеобъемлющей педагогизации. Из хорошо подготовленного учителя истории всегда выйдет научный работник, а наоборот – не всегда.
Позже, при слиянии истфаков Свердловского педагогического института и Уральского университета, эта тема стала предметом острых дискуссий: члены приемной комиссии университета готовы были отвергнуть все лучшее в вопросах методики преподавания истории и превратить педагогизацию в своеобразный жупел. Десятилетия спустя жизнь поставила точку в этих спорах: из всех областей Российской Федерации в качестве полигона для проведения опережающего эксперимента преподавания истории и обществоведения в новых исторических условиях Академией педагогических наук РСФСР была избрана Свердловская область, здесь оказалось созвездие учителей-методистов - учеников и продолжателей Н.П. Руткевича-методиста. Здесь не случайно была создана научная лаборатория АПН, членам которой оказались по плечу и экспериментальная работа в области методики преподавания истории, и победы в конкурсах на лучший учебник, и опережающее преподавание новых предметов по самостоятельно разработанным программам. Все это оказалось возможным благодаря основам, заложенным в далекие 1930—1940-е годы.
В воспоминаниях учеников и коллег о Н.П. Руткевиче отмечаются его высокие профессиональные и человеческие качества. «В жизни нам удалось слышать немало блестящих лекторов, но никого из них сравнить с Руткевичем мы не можем. Как никому, Николаю Паулиновичу удавалось сочетать строгую научность и логику ученого с мастерством художника». «Мне в жизни посчастливилось слушать лекции многих выдающихся ученых Москвы, Ленинграда, Казани, Минска и других городов страны. Следует сказать, что как лектор и преподаватель, Николай Паулинович, даже в сравнении с лучшими лекторами, явление уникальное. Его талант – редчайший феномен. Вряд ли он сам понимал значение своего воздействия на слушателей, ему чужда была какая-либо рисовка, поза. Все у него получалось без нарочитости -- естественно и просто» (К.Д. Петряев).
В его автобиографии есть такие строки: «С начала Отечественной войны состою нештатным лектором Горкома ВКП(б), с 22/VI-1941 г. по 22/ХI-1942 г. мною прочитано 154 лекции на международные темы». Не в лучшее время был приглашен на работу в СГПИ профессор Н.П. Руткевич, не лучшие годы в развитии исторической науки и идейной жизни страны стали временем его плодотворной научной, педагогической и общественной деятельности на Урале. Южанин, он с трудом привыкал к особенностям нашего климата, но ценил красоты нашей природы, называя Урал северной Швейцарией. Он полюбил наши театры (премьер не пропускал), филармонию с ее особым миром искусства. Он стал известным гражданином города. В заключение можно привести еще два важных отрывка из воспоминаний о Н.П. Руткевиче. «Думаю, что Н.П. Руткевич, его жизненный и научный путь должны быть удостоены внимания историографов и историков народного образования Урала. Для меня ясно, что это была незаурядная личность, и что-то помешало ей достичь большего. Что?» (А.И. Серов). И, как бы отвечая на этот вопрос, академик JI.H. Коган (не читавший воспоминаний Серова) пишет: «Он был великолепным методистом. Подражать ему невозможно: таким лектором надо родиться. Могу сказать одно: он был великим лектором и великим педагогом. Только непробиваемый, казенный формализм нашей вузовской системы тех лет не дал ему возможности получить те звания, которых он заслуживал куда больше других».
Таким образом, именно благодаря активной работе Николая Паулиновича, было сформировано в короткий срок мощное ядро новой кафедры Всеобщей истории, составлено первое на Урале пособие по методике преподавания истории в школе, создана полноценная система прохождения педагогической практики в школах города, внедрена в обучение, сначала студентов, а затем и школьников, комплекс цветных атласов (с «подвижными» границами) и контурных карт, вышел в свет сборник «Ученые записки» (1938 г.).