Ростислав Владимирович Панкевич– кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшего образования, являлся членом Учебно-методической комиссии (УМК) по музыкальному образованию Учебно-методического объединения (УМО) педагогических вузов России при МПГУ, 35 лет возглавлял музыкально-педагогический факультет (МПФ) СГПИ, преобразованный в 2010 году в Институт музыкального и художественного образования (ИМХО) УрГПУ. Переход факультета в статус института был связан с глубокими изменениями в содержании и структуре его деятельности, инициированными деканом факультета Р.В. Панкевичем. Из монопрофильного факультет был преобразован в 2011 году в многопрофильный институт, обеспечивающий подготовку по широкому спектру направлений, специальностей и профилей подготовки в различных видах искусств.
Биографическая справка
Р.В. Панкевич родился 27 марта 1943 года в г. Свердловске. В 1961 году поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М.П.Мусоргского и в 1966 году окончил ее по специальности «Хоровое дирижирование». Свою трудовую деятельность как музыкант-педагог начал в возрасте 17 лет в 1960 году в музыкальной школе при музыкальном педагогическом училище г. Свердловска, будучи учащимся 11 класса специальной музыкальной школы при Уральской консерватории.
По окончании учебы в консерватории был призван в ряды Советской армии. Военную службу проходил по специальности в качестве хормейстера Ансамбля песни и пляски Уральского военного округа с 1966 по 1967 гг.
В 1967 году поступил на работу в Свердловский государственный педагогический институт (СГПИ) на кафедру пения и методики его преподавания на должность ассистента. Содержанием его учебной работы являлось проведение занятий по дисциплинам «Дирижирование», «Хоровая аранжировка», «Хоровой класс», «Методика музыкального воспитания». Одновременно с работой в СГПИ работал учителем музыки в средней общеобразовательной школе № 65, являвшейся базовым учебным заведением для прохождения педагогической практики студентов музыкально-педагогического факультета.
С 1973 по 1976 год Ростислав Владимирович проходил подготовку в ассистентуре-стажировке Уральской консерватории по специальности «Хоровое дирижирование», а в 1980 году поступил в заочную аспирантуру Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина по научной специальности «Методика музыкального образования».
В 1985 году им была защищена кандидатская диссертация на тему «Реализация дидактического принципа наглядности в дирижерской подготовке учителя музыки», в которой была представлена инновационная методика использования видеозаписи в сложном процессе формирования хорового дирижирования. Успешное завершение исследования обусловило дальнейшее направление его научных интересов в область применения информационных технологий в образовании.
В 1986 году Р.В. Панкевич был избран на должность декана музыкально-педагогического факультета (МФП) СГПИ и доцента кафедры пения и методики его преподавания. В 1990 году ему присвоено ученое звание доцента. В 2011 году МПФ был преобразован в Институт музыкального и художественного образования (ИМХО), а Р.В. Панкевич возглавил его в должности директора. Приказом Министерства образования РФ он был введен в состав членов УМК по музыкальному образованию УМО педагогических вузов России, где неоднократно выступал с аналитическими докладами о работе ИМХО УрГПУ, включая выступления в Общественной палате Российской Федерации. В 2021 году Р.В. Панкевич завершил свою работу в должности директора Института МХО и в период с 2021 по 2023 год работал в Центре качества и логистики образования УрГПУ в должности главного аналитика.
Драйверство
За 56 лет работы в УрГПУ Р.В. Панкевич зарекомендовал себя как энергичный, инициативный руководитель, обладающий высоким уровнем компетентности, способности к генерации новых идей, многоопытный музыкант-педагог, чем заслужил высокий авторитет, уважение и любовь обучающихся и работников УрГПУ. В качестве члена УМК по музыкальному образованию УМО педагогических вузов РФ Ростислав Владимирович внес существенный вклад в развитие музыкального образования, способствовал открытию новых музыкально-педагогических факультетов в педагогических вузах страны.
Ростислав Владимирович уделял большое внимание научно-педагогической и исследовательской работе. Особенно ярко это проявилось на этапе научно-исследовательской работы над темой кандидатской диссертации и реализации разработанных им педагогических идей в практику образования. В 1981 году на МПФ УрГПУ был создан специализированный класс-кабинет методики обучения дирижирования, оснащенный техническими обучающими средствами, включающими видеокамеры, видеомагнитофоны. Кабинет был оснащен аналоговой аппаратурой отечественного производства. Впервые на музыкальных занятиях со студентами экспериментальной группы была использована методика самоконтроля дирижирования по видеозаписям, позволяющая проверять точность и выразительность дирижерского жеста в условиях синхронизации видео и аудиосигнала исполнительских действий студента. Результаты исследований были высоко оценены специалистами на защите диссертации в МПГУ им. В.И. Ленина в 2005 году.
После избрания на должность декана, в 2005 году Ростислав Владимирович приступил к переоснащению материальной базы музыкально-педагогического факультета в связи с переездом в здание на ул. К.Либнехта, 9, в неприспособленные к музыкальным занятиям аудитории. Был разработан проект реконструкции помещений, который позволил, в частности, создать два концертных зала. Один в помещении бывшего спортзала СПГИ, другой, более камерный зал – в помещении бывшего книгохранилища библиотеки. Все классы были оснащены инструментами и звукоизоляцией. Процесс развития материальной базы музыкально-педагогического факультета был продолжен в 2000 годы путем капитального ремонта и обновления дизайна кабинетов и рекреаций. Территория факультета приобрела вид, соответствующий условиям художественно-образовательной деятельности обучающихся. В стенах обновленного факультета студенты и преподаватели получили возможность подготовки сложных высокохудожественных музыкальных программ, позволивших выступать с концертами на ведущих площадках города, в филармонии в сопровождении оркестра, Дворце молодежи, на набережных города («Плотинке») и др.
Во многом развитию факультета способствовали доходы от внебюджетной образовательной и научно-методической деятельности. Личный вклад Панкевича Р.В. отразился в том, что им был разработан проект под названием «Рабочее место учителя музыки» (РМУМ). В него вошел комплект мобильного учебного оборудования из синтезатора «Ямаха PSR99», оснащенный 4-х канальной памятью, микрофонами и двумя акустическими колонками, и др. Комплект был оснащен методическими рекомендациями для учителей и музыкальных руководителей и инструкции по рациональному использованию технических средств. Информация об образовательных и музыкально-исполнительских возможностях проекта «РМУМ» была одобрена руководителями образовательных учреждений поскольку его мобильность, удобство пользованием и малодоступные в то время (2004-2008 гг.) звучания многотембровых цифровых музыкальных инструментов позволяло использовать их художественно-выразительные возможности не только в помещениях музыкальных классов, но и на открытом воздухе, в загородных лагерях отдыха, на массовых мероприятиях в организациях различного типа от дошкольных учреждений до профессиональных музыкальных коллективов.
В период с 1999 по 2001 гг. Р.В. Панкевич организовал цикл научно-практических конференций преподавателей и студентов России и зарубежных стран. Местом проведения конференций являлся музей факультета УрГПУ. Материалы конференции были отражены в 6 томах под редакцией Р.В Панкевича, где были представлены исследования более 200 авторов. Проведение масштабного цикла конференций имело не только большое научно-педагогическое значение, но и способствовало подъему имиджа УрГПУ, как ведущего вуза по подготовке музыкально-педагогических кадров. В числе участников конференций и авторов публикаций были широко представлены члены Методической комиссии по музыкальному образованию УМО педвузов России во главе с председателем УМК заведующим кафедрой методологии и методики музыкального образования МПГУ им. В.И.Ленина д.п.н., профессором Абдулиным Э.Б. В дальнейшем по инициативе Р.В. Панкевича был разработал проект, направленный на проведение Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО) по дисциплинам учебного плана специальности «Музыкальное образование», который был одобрен ректоратом УрГПУ и представлен в Минобрнауки РФ, вместе с положительной оценкой проекта УМК по «Музыкальному образованию» УМО педагогических вузов России. Это стало основанием определения УрГПУ в качестве базового в Российской Федерации по проведению ВСО. В 2007 году в УрГПУ прошла I Всероссийская студенческая олимпиада по дисциплине «Класс сольного пения». Проведение олимпиады завершилось полным успехом. В ней приняли участие обучающиеся трех ступеней образования: педагогические ВУЗы, консерватории, училища и музыкальные школы разных городов России. Оценивание результатов было раздельным, как и творческие задания, по всем видам образовательных учреждений и проводилось квалифицированным жюри под председательством представителя УМК УМО, декана МПФ МПГУ им. Ленина профессора Урбановича Г.И. Одобрительные отзывы председателя и членов жюри об уровне организации олимпиады, за которую был ответственным инициатор ее проведения Р.В. Панкевич, позволило в дальнейшем сделать ее проведение ежегодным. Самым важным итогом олимпиад стало повышение интереса его участников и слушателей концертных выступлений к специальности учителя музыки, что не могло не сказаться на количестве и качестве абитуриентов при поступлении на МПФ УрГПУ. Интерес творческой молодежи к олимпиаде был столь высок, что декан факультета МПФ Р.В. Панкевич проявил следующую инициативу и организовал вторую олимпиаду по дисциплине «Концертмейстерский класс», где свое профессиональное мастерство проявили студенты в игре на музыкальных инструментах – фортепиано и баяне.
Таким образом олимпиады охватили два главных умения, которым обязаны владеть учителя музыки – умение владеть вокальным исполнением музыки, т.е. голосом и владение музыкальным инструментом. Для сохранения баланса интересов, обучающихся и сохранения ежегодного проведения олимпиад было установлено чередование их проведения через год. Организация двух чередующихся олимпиад позволило включить в работу по их подготовке и проведению преподавателей двух специальных кафедр МПФ, сначала кафедру музыкального образования, а затем и кафедру теории, истории музыки и музыкальных инструментов, с чем обе кафедры успешно справились.
В последующем драйверские инициативы Р.В. Панкевича получили развитие и факультет стал проводить так же конкурсы курсовых работ, шефство над которыми взяла на себя кафедра музыкального образования. В связи с разработкой Министерством образования РФ Государственного стандарта нового направления «Художественное образование» декан факультета представил ректору УрГПУ проект расширения приема абитуриентов на факультет по новым профилям подготовки, заложенным в новое направление. Оперативная реакция декана на выход нового направления на образовательную орбиту позволил расширить круг видом искусств для подготовки кадров по дополнительному образованию и для внеклассной работы в общеобразовательной школе. К своему 50-летию музыкально-педагогический факультет был реорганизован в Институт музыкального и художественного образования поскольку стал фактом приема студентов на широкий круг специальностей, направлений и профилей подготовки: специальность «Музыкальное образование», специализации «Сольное пение и дирижерско-хоровые дисциплины», «Музыкальный инструмент и концертмейстерское мастерство», «Эстрадный вокал». Специальность «Народное художественное творчество». Квалификации: «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель». Направление «Художественное образование». Профили бакалавриата: «Экранные искусства», «Театральное искусство», «Дизайн и компьютерная графика», «Музыкально-компьютерные технологии», «Хореографическое искусство», «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании». Магистерские программы: «Музыкальное образование», «Дизайн и компьютерная графика», «Музыкально-компьютерные технологии».
Следует отметить вклад Р.В. Панкевича, ставшего драйвером преобразований факультета с моноспециальностью в многопрофильное структурное подразделение УрГПУ, охватившее подготовкой педагогических кадров по широкому кругу видов искусств к идеалам гармонии и красоты, и подъему духовной культуры Урала. Вся деятельность Р.В. Панкевича в УрГПУ была направлена на воспитание специалистов высокого профессионального уровня, способных активно влиять на повышение образованности и культуры подрастающего поколения граждан Российской Федерации.