Lushnikov 1Александр Максимович Лушников - российский педагог, кандидат педагогических наук, профессор, «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного просвещения». В 1967–1988 гг. проректор по научной работе Свердловского государственного педагогического института (ныне Уральский государственный педагогический университет), ветеран Великой Отечественной войны.

 

Биографическая справка

А.М. Лушников родился 30 августа 1924 г. в г. Талды-Курган Талды-Курганской области, Казахской ССР. После окончания в Раменском школы младших командиров в 1942 по 1944 гг. принимал участие в Сталинградской и Курской битве в годы Великой Отечественной войны. В 1946 г. он поступил в Уральский государственный университет им. А. М. Горького (УрГУ) на историко-филологический факультет.

После окончания УрГУ в 1951 г. работал учителем и завучем в школах г. Свердловска.  Почти 20 лет он преподавал в школе историю и обществоведение, получил звание "Заслуженный учитель РСФСР", но пытливый ум педагога-ученого вел его дальше.  В 1964-1967 гг. он уже становится заведующим лабораторией научно-исследовательского института (НИИ) содержания и методов обучения АПН РСФСР, учится в заочной аспирантуре и защищает кандидатскую диссертацию по педагогике. В 1967 г. его приглашают работать в Свердловский государственный педагогический институт (СГПИ), на должность проректора по научной работе. В этой должности он проработал 21 год - до 1988 года.

В июне 1984 года партком принимает решение об организации музея истории СГПИ и создает комиссию, во главе которой встает А. М. Лушников, проректор по НИР. Первая экспозиция была открыта к 9 мая 1985 года. При его активном содействии был открыт музей истории СГПИ. После 1988 г. до 2010 г. Александр Максимович работал профессором-консультантом кафедры теории и истории педагогики, затем - кафедры общей и социальной педагогики.

 

Драйверство

Научные интересы А.М. Лушникова были связаны с теорией методикой и историей педагогики; преподавание обществоведения в средней школе и др. А. М. Лушников был одним из пяти педагогов страны, кто взялся за проведение эксперимента по созданию нового учебного предмета - обществоведения и успешно провел урок в своей школе (1959 г.). Он автор более 60 научно-методических трудов: учебников, учебных пособий, хрестоматий, летописей. Среди них особо стоит выделить: учебное пособие "Преподавание обществоведения в средней школе" (в двух частях - 1969 г. и 1976 г.), написанное в соавторстве с нашим уральским историком Д. П. Чакиным; первый в постсоветской России учебное пособие "История педагогики: учебное пособие для педагогических вузов" (1995 г.), который до сих пор является настольной книгой для преподавателей и студентов; «История социальной педагогики. Хрестоматия – учебник» (2001 г., составлена в соавторстве с М.А. Галаеузовой и Т.С. Дороховой).

К 70-летнему юбилею нашего вуза А. М. Лушниковым была проведена большая исследовательская работа и подготовлена историческая летопись Уральского государственного педагогического университета - с 1930 по 2000 гг. Александр Максимович участвовал и в написании учебника по обществоведению, который впоследствии переиздавался 4 раза. Учитель по призванию, он почти 60 лет отдал педагогической и научной деятельности, около 40 из которых проработал в нашем вузе.

Умный, эрудированный, интеллигентный, организованный и ответственный, он внес серьезный вклад в организацию и развитие научных исследований в нашем вузе, в дело подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Он строго следил за повышением квалификации ППС. Ежегодно в столичные вузы направлялись свыше 50 преподавателей. При нем был создан и эффективно функционировал НИС – научно-исследовательский сектор с пятью лабораториями по проведению научно-исследовательских работ на хоздоговорной основе. Под руководством А.М. Лушникова СГПИ принимал активное участие в выставках ВДНХ СССР, где неоднократно получал медали различных достоинств. Широко была развернута научно-исследовательская работа студентов. Ежегодно проводились праздники студенческой науки – «Неделя СНО».

Большое внимание он уделял сотрудничеству со школой. Благодаря А.М. Лушникову, совместно с Областным отделом народного образования было оформлено творческое сотрудничество нашего института со школами и органами народного образования области. Он был одним из разработчиков единой областной комплексной программы «Педвуз-школа». Он эффективно руководил деятельностью аспирантуры и редакционно- издательским отделом СГПИ (РИО).

Вспоминает Булах Валентина Николаевна: «Александр Максимович – особая страница в моей жизни – это, прежде всего, мой Учитель с большой буквы: мудрый, внимательный, терпеливый, справедливый и очень доброжелательный. Сколько было в нем такта, выдержки и терпения в работе со всеми окружающими его людьми! Именно он научил меня работать с преподавателями, понимать их и помогать им всецело. Он воспитывал во мне ответственность, внимательность, терпение к людям. При этом он обладал тонким и деликатным чувством юмора. Помню, где-то за год до выхода на пенсию он доверял мне в работе такие сложные и ответственные дела, что я пугалась и говорила ему об этом. А он отвечал мне: «Смелее. Вот уйду я с этого поста, и вы будете кого-то учить всему тому, что знаете, и что надо делать в определенной ситуации». Доверие такого человека, как Александр Максимович, дорогого стоит. Общение с ним облагораживало. Хотелось делать все лучше и лучше. Он всегда был очень внимателен, корректен, старался при необходимости помочь в любой жизненной ситуации. Интересовался моим настроением, здоровьем. У меня сохранилась о нем такая светлая память и глубокая благодарность судьбе, что позволила мне встретиться, сотрудничать и дружить этим замечательным, светлым человеком. И я очень надеюсь, что оправдала его доверие за все эти годы работы в научном отделе родного университета.

Александр Максимович - кавалер орденов Великой Отечественной войны 2 степени, Знак почета" и "Дружбы народов, награжден десятью медалями, среди них - "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд", "Ветеран труда", и др. Это был истинно русский педагог-интеллигент - мудрый, порядочный, принципиальный человек, обладающий педагогическим тактом и чувством юмора, он всегда мог дать добрый совет как в профессиональной деятельности, так и в жизненной ситуации.