Галина Александровна Кулагина – кандидат исторических наук, доцент, учитель, педагог, историк. Она известна широкому кругу педагогической общественности, как в городе Екатеринбурге, так и в Свердловской области, внеся существенный вклад в развитие исторической науки об Урале.
Биографическая справка
Г.А. Кулагина родилась 17 апреля 1913 г. в городе Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область). Оставшись сиротой после страшного голода 1921-1922 гг., она прошла суровую школу жизни. В 1929 г. окончила школу второй ступени и, работая учительницей литературы в школе крестьянской молодежи с 1929-1931 гг. в пос. Амурский Кизил-Троицкого района, занималась ликвидацией неграмотности, 1931-1933 гг. работала учителем русского языка и литературы в районной школе колхозной молодежи.
В 1933 г., имея уже трудовую биографию, Галина Александровна поступила на исторический факультет Свердловского государственного педагогического института (СГПИ). Годы учебы совпали с возвращением истории как предмета в школьное и вузовское обучение. По окончании пединститута в 1937 г. она становится ассистентом кафедры отечественной истории СГПИ. Способности молодого исследователя к систематизации материала, интерес к историографии привели ее в 1938 г. в Свердловский государственный университет им. А.М. Горького (УрГУ), где, работая по совместительству лаборантом, она создает кабинет всеобщей истории.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. продолжает заниматься преподавательской работой, как в пединституте, так и в госуниверситете, выступает с лекциями в госпиталях, на эвакопункте, на вокзале для отбывающих частей. В 1945 г. Г.А. Кулагина поступает в аспирантуру пединститута, по завершению аспирантуры она продолжает свою деятельность в качестве старшего преподавателя, а в 1950 г. занимает должность декана исторического факультета. С 1951 по 1955 гг. работает заместителем директора СГПИ по учебной и научной работе, защитила кандидатскую диссертацию в Историко-Архивном институте в г. Москве посвященную рабочим уральских заводов накануне реформы 1861 г.
Осенью 1955 г. исторический факультет СГПИ был объединен с историческим факультетом Уральского государственного университета, и Галина Александровна вернулась в УрГУ и до 1968 г. была доцентом кафедры истории СССР, затем постоянно поддерживала связь с СГПИ и УрГПУ. Передала в Музей истории УрГПУ из своего семейного архива значительную часть фотографий, документальных и вещественных материалов.
Драйверство
Г.А. Кулагину отличало верность однажды избранной профессии историка, которую с достоинством пронесла через всю свою жизнь. Это может служить поучительным примером тем, кто сегодня выбирает свою профессию учителя по жизни и собирается работать, принося радость себе, семье и пользу Отечеству. Учитель с большой буквы, человек с прекрасной душой, добрым сердцем, трезвым и объективным взглядом на историю и повседневную жизнь государства, общества, своей семьи. Коллеги отмечали такие ее качества как исключительная ответственность, талант в работе с историческими источниками, доброе, хотя и требовательное отношение к студентам, умение найти контакт с каждым из них. Начав свою педагогическую деятельность учителем, Галина Александровна сохраняла глубокий интерес к школе, понимание важности этой работы и нужд школьного учителя.
Совмещение научных интересов Галины Александровны к истории Урала с потребностями школьного изучения истории Отечества привели к созданию на историческом факультете кружка исторических игр (существовал на протяжении 30 лет). Через 10 лет результаты работы кружка составили содержание книги «Сто игр по истории. Это было новаторское пособие для учителей истории. Постепенно эта книга получила широкую известность и вышла за пределы Свердловской области и востребована и до настоящего времени. Столь же актуальным и по-настоящему полезным для страны стал ее учебник «История родного края. Книга по истории Среднего Урала для 7— 8 классов средней школы», выдержавший два издания (1976, 1983 гг.).
В 1960-е — 1970-е гг. сложилось еще одно важное научное направление работы Галины Александровны — руководство уральской группой проблемной лаборатории Института содержания и методов обучения АПН РСФСР. Главной целью лаборатории было проведение опережающих экспериментов по обновлению содержания и методики преподавания существующих курсов и введение новых предметов в школе («Обществоведение», «История культуры». В рамках деятельности этой лаборатории учителями школ и преподавателями уральских вузов было подготовлено свыше пятидесяти научных публикаций. Из них два учебника (по истории Средних веков и обществоведению) и несколько методических пособий получили премии на Всесоюзных конкурсах. Из группы ее актива выросло много прекрасных учителей и научных сотрудников, среди которых — кандидаты и доктора исторических наук, доценты и профессора (О. Вайнер, Ф. Филиппов, Г. Зборовский, А. Лушников и др.).
Энергия, высочайшая квалификация и глубокий интерес к развитию исторической науки проявлялись также в обсуждении актуальных вопросов изучения и преподавания истории Отечества, и особенно Урала. Она была одним из авторов академической «Истории Урала в период капитализма». Бесценны и доброжелательны были ее рецензии на различные справочно-энциклопедические издания последних двадцати пяти лет, не прерывались контакты с многочисленными учениками. Феноменальным качеством Галины Александровны можно назвать редкую трудоспособность и неисчерпаемое жизнелюбие, о чем свидетельствовало издание «Веселой энциклопедии уральских следопытов» (2004— 2005) и книги «Свидетель века». «Энциклопедия», в которой обобщен опыт создания игр по истории, способна увлечь не только школьника, студента или любителя старины, но и вполне зрелого педагога и дает возможность сравнить различные формы усвоения конкретного исторического материала. Переоценить эту работу трудно, особенно сейчас, в условиях зачастую спекулятивного обращения с историческими фактами. «Свидетель века» представляет собой своеобразные мемуары-размышления о времени, людях и о себе. Это авторское видение многочисленных проблем, которые вставали на ее жизненном пути, и которые она решала в общении с родными, друзьями, коллегами, учениками, рассказ о развитии исторической науки на Урале за более чем пятьдесят лет, со всеми успехами и драматическими коллизиями.
Все эти годы она была тем центром, вокруг которого группировались как студенты, учительская молодежь, так и учителя, имеющие большой педагогический опыт. Их объединяло стремление поиска новых нетрадиционных форм работы в школе. Г.А. Кулагина поддерживала тесные контакты с Дворцом творчества молодежи, с Институтом истории и археологии УрО РАН и т.д. Она внесла существенный вклад в развитие краеведения, стремилась сделать достоянием молодежи, учителей, все то, что она достигла, познала, а главное — привить любовь к тому, что нас окружает, — к истории своего родного Уральского края.
Г.А. Кулагина награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда» и двумя юбилейными медалями.