Владимир Васильевич Коркунов – кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, отличник народного просвещения, председатель диссертационного совета по специальностям 13.00.03 — «Коррекционная педагогика» и 19.00.10 — «Коррекционная психология». 16 лет возглавлял кафедру коррекционной педагогики и специальной психологии УрГПУ. Педагог, ученый, известный деятель в области коррекционной педагогики и специальной психологии, умелый руководитель, сформировавшийся профессионал вузовского образования. Он являлся одним из лидеров современной дефектологии, за спиной которого целый ряд крупных монографий и учебных пособий. В. В. Коркунов создал свою оригинальную теорию интеграции и инклюзивного образования, получившую практическое воплощение в Уральском регионе. Возглавляя диссертационный совет, он показывал пример служения той науки, которой была отдана вся его жизнь. В.В. Коркунов всегда был на передовых рубежах дефектологии, был одним из первых, кто поднял вопрос о муниципальной модели специального образования, служившей начальным этапом в становлении всей системы отечественного специального образования.
Биографическая справка
Родился 1 декабря 1939 года в п. Басьяновском, В. Салдинского района Свердловской области. В 1957 году окончил среднюю школу в п. Махнево, Свердловской области и работал там же машинистом земснаряда на предприятии п/я № 19. В 1966 г. закончил Свердловский государственный педагогический институт по специальности "Олигофренопедагогика и логопедия" и был направлен на работу в качестве директора специальной школы-интерната в г. Реж, Свердловской области. С 1970 года по 1976 гг. работал директором специальной школы-интерната в г. Березники, Пермской области, которая в течение ряда лет становится экспериментальной площадкой и научно-методическим центром по специальному образованию в Пермской области.
С 1976 года переходит на работу в Свердловский областной отдел народного образования инспектором по специальным школам и одновременно преподает специальные дисциплины на кафедре олигофренопедагогики Свердловского пединститута (СГПИ). В 1977 году избирается старшим преподавателем этой кафедры. В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1994 году присвоено ученое звание профессора. С 1984 года по 1995 год заведует кафедрой олигофренопедагогики. В 1995 - 1998 гг. работает первым проректором Уральского государственного педагогического университета, с 1998 по 2003 гг. – вновь избирается заведующим кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии (ранее кафедра олигофренопедагогики) и с 2003 по 2013 гг. работает профессором кафедры специальной педагогики и специальной психологии. С 1996 по 2012 гг. являлся председателем диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по коррекционной педагогике и коррекционной психологии. За эти годы в совете защитили диссертации более двухсот человек, представляющих дефектологические факультеты Урало-Сибирского региона.
Драйверство
Имя В.В. Коркунова хорошо известно в среде ученых-дефектологов как в нашей стране, так и за рубежом. Он завоевал высокий авторитет среди ученых, преподавателей, студентов, благодаря наличию пассионарности, научной эрудиции, лидерских качеств, высокого профессионализма. В период работы заведующим кафедрой олигофренопедагогики и коррекционной педагогики и специальной психологии он стал инициатором процесса формирования Уральской научной школы: открывается аспирантура по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика (1994), где он был руководителем первых аспирантов, организуется диссертационный совет по защите диссертаций кандидата наук (специальность 13.00.03 - Коррекционная педагогика), в котором он становится председателем, расширяется тематика научных исследований, укрепляется материальная база, осуществляется тесная связь научно-исследовательской работы с практикой специального образования и расширенное внедрение результатов в учебный процесс вуза и детских образовательных учреждений.
Сферой научных интересов В.В. Коркунова были проблемы системного моделирования в специальном образовании. Он являлся ведущим специалистом в исследовании генезиса региональных систем специального образования. По результатам научных исследований им было опубликовано более 160 работ, среди них: монографии, учебно-методические пособия, статьи, рекомендации, в том числе изданные в центральной печати и в зарубежных изданиях. В своих работах В. В. Коркунов поднимает вопрос о необходимости структурной перестройки системы обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития во вспомогательной школе, с тем чтобы создать каждому ученику условия для реализации его возможностей, указывает конкретные мероприятия, необходимые для активизации социальных контактов учащихся: образовательная внеклассная, внешкольная работа, мероприятия по расширению связей детского коллектива с коллективами других учреждений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Особое значение он придавал профессиональному ориентированию учащихся и профессиональной подготовке выпускников вспомогательной школы.
В. В. Коркунов был сторонником создания государственной системы оказания помощи в профессиональной подготовке умственно отсталых учащихся и считал это той мерой, которая может не только привести к улучшению социально-трудовой адаптации умственно отсталых выпускников, но и изменить отношение к ним в рабочих и других коллективах. Опираясь на свой практический опыт, он приводит обобщенные примеры успешной внутри-личностной и внешней интеграции умственно отсталых людей в общество. Изданная им в Свердловске в 1991 г. небольшая брошюра под названием «Материалы к региональной (областной) концепции социально-трудовой адаптации детей и подростков с недостатками в умственном развитии», стала руководством в практическом воплощении идей, высказанных в теории, к открытию при вспомогательной школе-интернате № 111 Орджоникидзевского района г. Свердловска первого диагностического центра для углубленного клинико-психолого-педагогического изучения и диагностики отклонений в развитии детей. В. В. Коркунов разработал «Временное положение о Центре». Модель этого центра стала примером для открытия подобных центров не только в Уральском регионе, но и по всей стране.
В работе центра принимали участие не только учителя школы, штатные работники, но и преподаватели всех кафедр дефектологического факультета СГПИ (УрГПУ). Кроме открытия центра при вспомогательной школе, Владимир Васильевич предлагал в своих исследованиях еще один вариант оказания квалифицированной помощи умственно отсталым детям и детям с другими отклонениями в развитии - так называемые модули. По его определению, модуль является подразделением общеобразовательной школы и обеспечивает специфическую помощь детям из близлежащих школ. Поскольку в подобных модулях, кроме педагогической помощи, осуществляется социальная, психологическая, специальная, медицинская и другие виды помощи, его можно было бы назвать социальным медико-психолого-педагогическим подразделением (в последующем - социально-педагогический комплекс (СПК)-модуль), осуществляющим коррекцию тех или иных недостатков развития детей.
В 1994 г., выступая с докладом на координационном совещании ректоров педвузов Уральского региона и конференции преподавателей педагогических вузов, Владимир Васильевич отметил, что изменения в системе специального образования возможны с помощью программного проектирования в управленческой деятельности. В основе такого подхода должен лежать системный анализ процессов развития ребенка и выявление с помощью углубленного изучения его особых нужд и потребностей в развитии. С этого периода Владимир Васильевич начинает применять системный анализ в своих научных работах, в том числе и для решения проблем интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 1998 г. В. В. Коркунов выпускает монографический труд под названием «Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации». Этот труд является вершиной разрабатываемой им региональной Концепции оказания помощи детям с нарушениями в развитии. В первое десятилетие XXI века В. В. Коркунов возвращается к определениям понятийно-терминологического ряда, связанного с проблемами интеграции и инклюзивного образования. Он отмечает, что вопрос о совместном обучении детей с различными способностями и учебными возможностями стал наиболее актуальным. В целом, анализируя совокупные наработки, Владимир Васильевич отмечал, что опыт моделирования различных вариантов включенного образования детей с психофизическими недостатками развития и создания для каждого из них адекватных условий обучения в обычной общеобразовательной школе свидетельствует об их способности вступать в различные формы интеграции с различными детскими социальными группами и соответствовать сложившимся в них социокультурным требованиям в процессе деятельности и общения.
Он создал оригинальную теорию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и доказал эффективность ее практического внедрения, прежде всего на региональном уровне. Эта теория дает прекрасный образец моделей работы с детьми на этапе перехода к инклюзивному образованию, чего требуют современные обстоятельства реформирования всей системы отечественного образования и приведения ее в соответствие с общемировыми тенденциями. В. В. Коркунов оставил после себя огромное научное наследие, требующее дальнейшего анализа и систематизации. За годы научной деятельности им лично подготовлено более 50 кандидатов наук по специальности коррекционная педагогика, из них 5 человек в настоящее время являются докторами наук и профессорами. Будучи первым проректором УрГПУ В.В. Коркунов внес существенный вклад в формирование нового облика Уральского государственного педагогического университета, занимаясь вопросами разработки программных документов его развития в ближайшие годы и на перспективу.
Владимир Васильевич Коркунов запомнится в университете как человек высокой степени ответственности за дело, которому он посвятил всю свою жизнь. Самой главной чертой его личности было человеколюбие. Он любил студентов, аспирантов, коллег, детей, свою работу, свой коллектив, свой университет – любил жизнь в целом. Был человеком оптимистичным и своим примером внушал оптимизм во всех окружающих. Пользовался не только уважением, но и любовью тех, кто хоть раз общался с ним.