BelkinАвгуст Соломонович Белкин – блестящий ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии социальных и педагогических наук, а также Международной академии педагогического образования, создатель научной школы «Полипарадигмальной педагогики», председатель докторского диссертационного совета при Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ), старейший член Ученого совета УрГПУ, научный руководитель Центра образовательных технологий в Уральском регионе, учитель высшей категории, отличник просвещения РСФСР (1968), отличник народного образования СССР (1987), лауреат премии госкомитета СССР по народному образованию (1990), лауреат премии В.Н. Татищева и В.Г. де Генина в области образования (2002), кавалер почетного знака «За заслуги в развитии г. Екатеринбурга» (2003), обладатель диплома «За выдающиеся достижения в профессиональной деятельности и личный вклад в историю г. Екатеринбурга» (2003 г.).

 

Биографическая справка

А.С. Белкин родился 31 августа 1930 г. В 1952 г. окончил исторический факультет СГПИ с красным дипломом. В студенческие годы принимал активное участие в общественной жизни, был старостой группы, членом комитета комсомола пединститута. Трудовая биография Августа Соломоновича неразрывна связана с историей уральского образования. После окончания СГПИ А.С. Белкин работал в 1952 – 1959 гг. учителем истории и Конституции школы №80 г. Свердловска, 1959 – 1962 гг.– директором средней школы № 68 г. Свердловска, 1962 – 1969 гг. – директором средней школы № 65 г. Свердловска, где под его руководством школа получила знамя ЦК КПСС, как лучшая школа России. В 1969 г. – старший преподаватель кафедры педагогики СГПИ.

Страсть к педагогическому поиску привела Августа Соломоновича к поступлению в аспирантуру и в 1970 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и меры их предупреждения» в Институте теории и истории педагогики АПН СССР. С 1972 г. Август Соломонович заведовал кафедрой олигофренопедагогики СГПИ. Опираясь на огромный педагогический опыт и научную эрудицию, А. С. Белкин занялся проблемой преодоления педагогической запущенности школьников и в 1981 г. в Институте общей педагогики АПН СССР блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика педагогической диагностики отклоняющегося поведения школьников».

В 1990 г. он создает кафедру возрастной педагогики и педагогических технологий, которая в полном смысле слова детище Августа Соломоновича. В 1991– 2010 гг. Август Соломонович – заведующий кафедрой возрастной педагогики и педагогических технологий, директор Института фундаментального психолого-педагогического образования (УрГПУ). С выходом на пенсию (2010) работал в УрГПУ советником при ректорате. В 1990 г. А.С. Белкин становится лауреатом премии Госкомитета СССР по народному образованию за значительные успехи в перестройке содержания учебно-воспитательного процесса, его обновления в свете современных достижений и перспектив развития науки, создание спецкурсов по направлениям, определяющим научно-технический и социальный прогресс СССР.

В 2002 г. за деятельность, внесшую значительный вклад в социально-экономическое развитие муниципального образования «город Екатеринбург» в номинации «За заслуги в области образования, культуры и искусства» ему вручена памятная медаль и премия В.Н. Татищева и В. де Генина. В 2003 г. он становится кавалером почетного знака «За заслуги в развитии г. Екатеринбурга» и обладателем диплома «За выдающиеся достижения в профессиональной деятельности и личный вклад в историю г. Екатеринбурга». В 2005 г. за многолетнюю плодотворную работу по подготовке педагогических и научно-педагогических кадров, большой вклад в развитие педагогического образования А.С. Белкин занесен в Книгу Почета УрГПУ.

В мае 2010 г. решением Президиума Российской Академии естествознания А.С. Белкину присвоено Почетное звание «Основатель научной школы».

 

Драйверство

А.С. Белкина характеризуют такие качества, как высокий уровень компетентности, способность к генерации идей, блестящая эрудиция, широта мысли, восприимчивость к новому, талант исследователя и в то же время разумный консерватизм, проявляющийся в бережном отношении к ценному опыту, накопленному предшественниками. Август Соломонович пользовался потрясающим авторитетом у учеников школы, студентов и коллег. Давно окончившие школу № 65 прекрасно помнят уроки истории, которые были для них подлинным откровением, приобщением к жизни. Все они благодарны судьбе за то, что им посчастливилось учиться в школе, где директором был Август Соломонович Белкин.

Создавая в УрГПУ кафедру возрастной педагогики и педагогических технологий, было лишь три «остепененных» педагогов, а через несколько лет все сотрудники кафедры защитили кандидатские или докторские диссертации, сами стали опытными научными руководителями не только студентов, но и аспирантов. В этом воплотилось педагогическое кредо Августа Соломоновича: «Учитель! Воспитай ученика, чтобы было, у кого учиться». Август Соломонович не только разработал и внедрил теорию ситуации успеха в учении, он научил работников кафедры радоваться успехам друг друга: будь то хорошо прочитанная лекция или успешная защита диссертации. Во многом, благодаря умению Августа Соломоновича созидать человеческие отношения, на кафедре сложилась атмосфера взаимопонимания, доверия, сотрудничества и сотворчества. Ему удалось создать коллектив единомышленников, увлеченных решением общих задач. Кафедра жила как одна научная семья: члены кафедры – это ученики самого Августа Соломоновича или ученики его учеников.

 

 

Научная школа, под руководством А.С. Белкина, имела приоритет по направлениям «Педагогическая диагностика», «Возрастная педагогика», «Витагенное образование» и получила общероссийское и международное признание в США, Китае, Республике Корея, Израиле. Научно-педагогические исследования под его руководством велись в самых разных направлениях: технология создания ситуации успеха в учебной деятельности, теория и практика витагенного образования, ментально-миссионное направление в образовании, генезис педагогики и образования, педагогика взаимодействия, возрастосообразный подход в педагогике, мониторинг педагогического процесса и т.д. В столь разных направлениях отразились его природная одаренность, способность мыслить концептуально, схватывая самую суть проблемы, ясно представлять себе и объяснять ученикам пути решения научных задач. Он принимал активное участие в становлении Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО) и являлся руководителем подпрограммы УрО РАО «Содержание и современные технологии образования на Урале» плана научно-исследовательских работ по программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций».

За время своей научно-педагогической деятельности А.С. Белкин воспитал огромное количество учеников. Среди них и министр образования Свердловской области, и политики Уральского региона, ректоры и проректоры ведущих вузов Урала, заведующие кафедрами и директора институтов г. Екатеринбурга и Свердловской области, школьные учителя и воспитатели. Август Соломонович подготовил 17 докторов наук и 57 кандидатов педагогических наук и является автором множества книг (около 300 монографий, книг, статей), без знакомства с которыми уже нельзя представить себе полноценного педагогического образования. Они адресованы специалистам в области педагогики, философии образования, истории, психологии, представителям других отраслей научного знания и представляют интерес для педагогов, учащихся и их родителей.

 

 

По учебникам и пособиям А. С. Белкина «Основы возрастной педагогики», «Конфликтология - наука о гармонии», «История образования на Урале» и др. учатся студенты и учащиеся не только УрГПУ, но и других вузов и средних учебных заведений Уральского региона. Большое внимание он также уделял просветительско-педагогической деятельности в работе с семьей. Он не только разработал и внедрил теорию ситуации успеха в учении, он научил своих учеников радоваться успехам друг друга. Для огромного числа последователей, уже заслуженных и молодых ученых, учителей-стажистов и тех, кто только начинает свой профессиональный путь А.С. Белкин неизменно является ярким наставником и движущей силой развития и преумножения научного и образовательного потенциала российского педагогического образования.

В учебной аудитории № 405 главного учебного корпуса УрГПУ организована постоянная экспозиция, посвященная огромному вкладу Августа Соломоновича Белкина в развитие педагогической науки и практики. А.С. Белкин для всех его учеников и последователей не просто пример. Общение с ним – всегда источник новых идей, мыслей, движения вперед. Научный и человеческий талант Августа Соломоновича, его вклад в образование вселяют уверенность – педагогическая наука на Урале будет успешно развиваться!