222

Сергей Александрович Аничкин профессор Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, академик Академии педагогических и социальных наук, академик Международной Академии наук педагогического образования. Автор более 100 научных трудов и семи поэтических сборников. Во время работы в СГПИ коллеги называли его «патриархом Уральской педагогики».

 

Биографическая справка

Сергей Александрович родился 1 июня 1923 года в г. Верхотурье Свердловской области.

21 июня 1941 года Сергей Аничкин вместе с другими своими одноклассниками, закончившими в эту весну десятилетку, пошли на День открытых дверей в УПИ – Уральский политехнический институт, на тот период один из лучших вузов в Свердловске. А утром узнали про войну. С.А. Аничкина мобилизовали и отправили на один из заводов в Каменск-Уральский, выпускающих военную продукцию. И сколько он не просился на фронт, сколько не писал заявлений, никто даже разговаривать не стал. Говорили – ваш фронт здесь. В 1943 году им сказали: война идет к концу. Потом нужны будут квалифицированные кадры. Поэтому выбирайте вузы, поступайте, учитесь. Готовьтесь восстанавливать страну. Вот как тогда руководство страны о нашей Родине думало, умело и дальновидно правило! До Победы еще полтора года, а уже о кадрах для мирной жизни заботились.

С.А. Аничкин поступил в горный институт. Однажды сидел на лекции, смотрел на «крючки» на доске – всякие там интегралы да дифференциалы и понял: не хочет он жизнь этим «крючкам» посвящать. Хочет стихи писать, литературу изучать… И поступил на историко-филологический факультет Уральского государственного университета (УрГУ), который и закончил в 1950 году. Пока учился, все каникулы проводил в пионерских лагерях – работал физруком, пионервожатым. Веселый, заводной, энергичный – он был просто создан для этой работы.

По окончании историко-филологического факультета УрГУ в 1950 году был направлен в педучилище г. Красноуфимска, где 9 лет проработал преподавателем литературы и заведующим отделением подготовки учителей и старших вожатых, совмещая обязанности заместителя директора по учебной работе и научную деятельность. Именно в Красноуфимске он сформировался как педагог-практик, получил материалы для своих научных исследований.

С 1960 года, защитив кандидатскую диссертацию в Академии педагогических наук, преподавал в педвузах Шадринска, Нижнего Тагила на создаваемых факультетах начального образования и дошкольного воспитания.

 

 

С 1962 г. и в течение полувека жизнь Сергея Александровича была связана со Свердловским государственным педагогическим институтом (впоследствии УрГПУ).

Новый импульс его педагогическая и научная деятельность получили после окончания им докторантуры при НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук и защиты в 1970 г. докторской диссертации.

В СГПИ- УрГПУ С. А. Аничкин занимал должности доцента кафедры педагогики, декана факультета русского языка и литературы, заведующего общевузовской кафедрой педагогики, заведующего факультетской кафедрой педагогики и методики начального образования.

С 1980 года проживал на территории села Патруши Свердловской области. В течение нескольких лет руководил клубом "Поэтические Патруши", помогая своими советами начинающим поэтам. Оптимизм, трудолюбие, доброжелательность Сергея Александровича всегда восхищали окружающих.

В 1985 – 1992 годах работал в Нижнетагильском педагогическом институте профессором кафедры педагогики и психологии, зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения.

С 1993 – 2004 гг. он являелся профессором кафедры педагогики начального обучения УрГПУ

 

Драйверство

Вся жизнь С.А. Аничкина была связана с воспитанием подрастающего поколения. Общий педагогический стаж ветерана — 62 года.

Примером для Сергея Александровича была его мать Зоя Ивановна – учитель с 40-летним стажем, работавшая в школах и детском доме Верхотурья и Свердловска, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Ленина, медали «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Многие поколения выпускников вспоминают С.А. Аничкина как своего учителя.

Сферой научных интересов Сергея Александровича было эстетическое воспитание педагогов и детей младшего школьного возраста, методологические основы формирования творческой активности, формирование первоначальных эстетических знаний в творческой деятельности и эффективные пути стимулирования творческого поиска ребенка.

Среди его основных трудов – «Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований» (1991), «Индивидуальность личности педагога и младшего школьника в эстетическом образовании» (1999). «Очерки по истории эстетического воспитания в русской педагогике второй половины XIX в.» (2003) и др.

Он создал научную школу, 14 его учеников защитили кандидатские диссертации.

После выхода на пенсию Сергей Александрович Аничкин был наставником для многих педагогов и не жалел своей энергии на благо Института педагогики и психологии детства УрГПУ, участвовал в разработке стратегии его развития, в поисках новых идей и направлений научно-педагогической деятельности.

Сергей Александрович был яркой, неординарной личностью. С юности он увлекался спортом, ходил в туристические походы по горам Кавказа, писал стихи. Этот юношеский задор, интерес к жизни желание общаться с молодежью, передавать ей свой опыт отличали его до последних дней жизни.

В последние годы обнаружилась еще одна сторона многогранной личности педагога, воспитателя, Человека ― поэтическая: Сергей Александрович выпустил семь сборников стихов. Первый поэтический сборник Сергея Аничкина вышел, когда автору было 77 лет. В последующие годы были изданы еще шесть: «Тринадцать месяцев», «Заветные слова», «Ветер странствий», «Голос воспоминаний», «Пространство», «Серебряные нити». В стихотворных строках мы видим человека с живой, неравнодушной душой, мудрого наставника:

Запомните: начало всех начал
Закладывает детство, юность, зрелость –
Домашний нужен жизненный причал,
И важно, чтоб придти к нему хотелось.

Не навредить себе и всем вокруг
И не жалеть улыбок и приветов,
Жить для людей – и каждый будет друг –
Простой и верный символ света.

Его имя осталось в сердцах многих педагогов вузов, учителей школ, воспитателей дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, детей, студентов, молодежи и людей, которым довелось с ним общаться.

Один из учеников С.А. Аничкина Евгений Александрович Жуков, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 168 г. Екатеринбурга так пишет о любимом педагоге:
«… 50 с лишним лет тому назад, когда я был студентом первокурсником, а Сергей Александрович деканом филфака СГПИ, незаметно отношения наставника и «трепетного студента» переросли в качественно иные: Сергей Александрович в нашей связке неизменно остается старшим, но уже товарищем, обращение с которым язык не поворачивается перейти на «Ты». И все эти годы нас объединяют не только общие профессиональные интересы, но и иные: особенно дорог, считаю я, тот ученик, в которого ты вложил значительно больше, чем в других. На меня учителем затрачено так много, как не тратит иной отец на своего сына. Для меня был и остается до сих пор загадкой тот факт, как много он знает, умеет… и успевает. В нем всю жизнь охотно уживались напористый футболист и блестящий шахматный боец, ученый и педагог-воспитатель. Целеустремленность его нас, тогда молодых, поражала. Ни минуты напрасно растраченного времени. Потому не помню, чтобы он когда-то курил или брал в рот спиртное. Категорически! Но самым страстным увлечение моего учителя была и остается поэзия. Коллеги называют его последним романтиком педагогики. Он и в своих стихах романтик. И мечтатель… Кажется, человек этот создан природой-матерью из некого благородного материала, а шлифовал и совершенствовал он себя оселком добра и любви ко всему живому».

А помню, было так с пор очень ранних:
Как только рано просыпался по утрам,
Я словно жил как беспокойный странник,
Как будто здесь, но в то же время там.

Цветные мысли, фразы,
Необычайный мир обычных дел.
Всю жизнь я проходил и раз за разом,
Во имя светлого, как и всегда хотел.