Олег Леонидович Алексеев– доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики, заместитель директора Института специального образования Уральского государственного педагогического университета (УГПУ), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Россйиской Федерации, действительный член Международной академии наук педагогического образования, член Ученого совета Уральского государственного научно-образовательного центра РАО, член специализированных советов по защите докторских (по общей педагогике) и кандидатских (по специальной педагогике).
Научные интересы О.Л. Алексеева связаны с тифлопедагогикой, тифлопсихологией, специальной техникой для лиц с отклонением в развитии, с системным подходом к изучению процессов взаимодействия с окружающим миром человека с отклонениями в развитии, а также интеграции его в социум.
Биографическая справка
Родился в 1936 году в г. Тобольске Тюменской области. В 1960 г. окончил физико-математический факультет Свердловского государственного педагогического института. Кандидатскую диссертацию защитил в 1964 году по дефектологии. В 1994 году О.Л. Алексеев защитил докторскую диссертацию.
Драйверство
О.Л. Алексеев - преподавал дисциплины психолого-педагогического цикла по специальностям «Тифлопедагогика», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», а также читает лекции по специальной педагогике, специальной психологии специальной учебной технике. Кандидатскую диссертацию защитил в 1964 году, впервые в дефектологии показав эффективность применения программированного обучения слепых детей.
В 1994 году О.Л. Алексеев защитил докторскую диссертацию. На основе системного подхода им разработаны теоретические основы учебной тифлотехники, целостная концепция создания и использования специальных технических средств в обучении детей с нарушениями зрения, обоснованы целесообразность и перспективность системной методологии в изучении функционального использования тифлотехнических средств.
Олегом Леонидовичем создан ряд оригинальных приборов для обучения и социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению, имеется авторское свидетельство на изобретение.
Научные интересы О.Л. Алексеева связаны с тифлопедагогикой, тифлопсихологией, специальной техникой для лиц с отклонением в развитии, с системным подходом к изучению процессов взаимодействия с окружающим миром человека с отклонениями в развитии, а также интеграции его в социум.
По результатам научных исследований О.Л. Алексеевым опубликовано более 70 научных и научно-методических работ.
Большой вклад внес в область проектирования специальных технических средств для компенсации и коррекции нарушений в развитии детей, разработки научных основ реформирования системы специального образования (региональные аспекты).
Много внимания в научно-исследовательской деятельности уделял обновлению содержания учебных курсов, вводя в них результаты собственных научных исследований, участвовал в международных проектах по проблемам специального образования, являлся активным участником многих международных и региональных конференций, научных сессий и педагогических чтений по дефектологии.
Им активно проводилась просветительская работа по популяризации научных знаний среди практических работников спецшкол и студентов УрГПУ.
С 1998 г. О.Л. Алексеев являлся членом Ученого совета Уральского государственного научно-образовательного центра РАО и руководителем темы в программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» Уральского отделения РАО, а также членом специализированных советов по защите докторских (по общей педагогике) и кандидатских (по специальной педагогике) диссертаций, руководил подготовкой докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим наукам.
Большое внимание О.Л. Алексеев уделял взаимодействию вуза с учреждениями специального образования, был руководителем научно-исследовательской работы в специальных школах для детей с нарушенным зрением в Свердловской области, активно участвовал в реализации системы непрерывного образования, в том числе по проблеме доступности высшего профессионального образования для инвалидов, работал в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников учреждений специального образования.
Деятельность О.Л. Алексеева получила общественное признание. За заслуги в научной работе, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов в 1999 г. он был награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» и избран действительным членом Международной академии наук педагогического образования, в 2004 г. ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».
Одна из учеников Олега Леонидовича Анастасия Замятина так пишет о своем научном руководителе:
«В моей памяти Олег Леонидович останется интересным творческим человеком, известным ученым в области тифлотехники и тифлопедагогики, компетентным и требовательным преподавателем, грамотным и заинтересованным в результате научным руководителем. Под чутким руководством О.Л. Алексеева, еще в стенах университета, началась моя научная, а в дальнейшем и профессиональная деятельность. Олег Леонидович всегда был готов проконсультировать, помочь, поддержать. Под редакцией Алексеева Олега Леонидовича коллективом авторов Верхнепышминской школы-интерната имени С.А. Мартиросяна было выпущено два пособия для родителей слепых и слабовидящих детей».
За плодотворную научно-исследовательскую работу, многолетний труд по подготовке педагогических и научных кадров О.Л. Алексеев в 2011 г. занесен в Книгу Почета УрГПУ.